В условиях беспрецедентного давления со стороны международных кредиторов греческий премьер-министр Алексис Ципрас решился на «ход конем»: отдать решение по их ультиматуму на откуп народному голосованию. Референдум должен пройти 5 июля.
Родина демократии решила в полной мере продемонстрировать свою приверженность традициям. В своей парламентской речи Ципрас выразил уверенность в том, что «греки поднимутся над историческими обстоятельствами и скажут «нет» ультиматуму».
С одной стороны, решение о референдуме довольно своеобразное - обычно на всенародное голосование выносят более важные вещи, нежели частности внешнеэкономической политики. С другой стороны, нельзя сказать, чтобы проблема не имела общенационального значения. Долги Греции, накопленные за последние годы, достигли астрономической (особенно по меркам этой небольшой страны со слабой экономикой) суммы в 240 млрд евро. Международный валютный фонд и другие заемщики готовы рассмотреть реструктуризацию этого долга, но только на условиях значительного повышения налогов и жесткого сокращения пенсионных и других социальных расходов. Для недавно избранного Алексиса Ципраса и его радикально-социалистической партии СИРИЗА, а также для поддерживающей их национально-консервативной партии «Независимые греки», которая резко выступает против затягивания поясов, все это смерти подобно.
Кредиторы уже потеряли всякое терпение: 30 июня Греция либо должна перевести МВФ крупный транш в размере около 1,5 млрд евро, либо будет объявлен дефолт. 18 июня глава МВФ Кристин Лагард заявляла, что ни ее организация, ни кто либо еще из заимодавцев не намерен давать отсрочку просто так - только на обозначенных выше условиях жесткой экономии. При этом Лагард уверена, что эти деньги греки заплатить не в состоянии - а, значит, требование приобретает характер ультиматума.
Учитывая отношение Ципраса к предложенным кредиторами «реформам» (собственно говоря, он был избран именно как их противник), ситуация, в которой он оказался, является цугцвангом: каждый следующий ход ухудшает положение. Референдум же в этом случае выглядит не самым плохим вариантом, поскольку крайне маловероятно, что простые граждане добровольно согласятся отдавать больше денег государству и получать от него меньше только ради того, чтобы правительство (которое массы всегда мысленно отделяют от народа) могло рассчитаться с долгами.
Как минимум он позволит греческому премьер-министру сохранить хорошую мину при плохой игре, снять с себя личную ответственность за переговоры с кредиторами и честно делегировать народу принятие решения о судьбах собственной страны (впрочем, честность в политике - вещь относительная, тут скорее идет речь о заигрывании с электоратом). Как максимум - Ципрас сможет поколебать уверенность кредиторов, которым придется вступить в противостояние со всем народом, и в итоге получить отсрочку. В целом это похоже на «итальянскую забастовку»: вы, европейцы, ратуете за демократию - так получите ее в самом чистом виде.
Но проблема в том, что Европа не хочет играть в демократию - она хочет получить деньги или хотя бы окончательное решение греческого вопроса. Та же Лагард уже раскритиковала идею с референдумом: согласно ее заявлению, он будет, так сказать, нелегитимным именно из-за того, что пройдет уже после крайнего срока. И, в любом случае, всеобщее голосование вне зависимости от его исхода - не более чем паллиатив.
Фактически единственной, кто хоть как-то может помочь грекам, является Россия. Именно поэтому Ципрас с такой охотой приезжал на переговоры с Владимиром Путиным и променял одну из очередных встреч с заемщиками на участие в Петербургском международном экономическом форуме.
К сожалению для Греции, возможности РФ ограничены как ресурсами, которых и самим не хватает в условиях кризиса, так и желанием - на современном этапе греки при всех исторических взаимосвязях и общности религии почти бесполезны как союзники. В лучшем случае они могут стать надежными партнерами в обоюдном товарообороте, а также в реализации нового газопровода «Турецкий поток». Но этого мало для того, чтобы Россия, и без того находящаяся в состоянии санкционной войны с Европой, «впрягалась» за греков.
Как бы то ни было, развязка греческой проблемы уже близка - она грозит обернуться выходом страны из Еврозоны, а при определенных обстоятельствах даже из Евросоюза. Европа не заинтересована в этом, но морально готова к такому исходу, хотя это и будет означать серьезный удар по самой идее евроинтеграции, как политической, так и валютной.
via
ФАН