Вежливые супергерои

May 01, 2015 00:21

Культ «вежливых людей» достиг своей кульминации: в Приамурье им устанавливают памятник. Идея установить памятник непосредственным участникам воссоединения Крыма с Россией появилась у властей Амурской области в феврале этого года. По всей видимости, столь далекое расположение монумента от непосредственного места действия призвано символизировать единение страны «от тайги до британских (вернее, крымских) морей» в уважении и благодарности к героям-воссоединителям.

Географичность этого события подчеркивает и то, что памятник изготовлен в городе Касли Челябинской области, который славится своим художественно-архитектурным литьем из чугуна и расположен на Урале, отделяющем европейскую Россию с Крымом от азиатской с Дальним Востоком. А народную любовь символизирует тот факт, что устанавливается он исключительно на частные пожертвования.

Вчера 400-килограммовое изваяние в виде солдата в человеческий рост, который держит в руках котенка, прибыло в город Белогорск, а его торжественное открытие намечено на 6 мая. Авторов вдохновила довольно известная фотография времени крымских событий, на которой боец отдает кота мальчику-крымчанину. Здесь, видимо, роль мальчика будут играть желающие сфотографироваться с «вежливым человеком» из металла.

Фраза «вежливые люди», как водится в таких случаях, возникла совершенно случайно. Она была навеяна сообщением украинских СМИ о взятии под контроль аэропорта Симферополя: по словам начальника охраны, неизвестные с оружием вежливо попросили его людей очистить помещение. Непосредственно автором интернет-мема в такой формулировке считается топовый крымский пользователь «Живого журнала» Борис Рожин (colonelcassad).

Вполне вероятно, что этот мем так и остался бы «широко известным в узких кругах», если бы не острый общественный запрос на современных героев. Оказавшись в идеологическом вакууме после распада Советского Союза, Россия до крымских событий не смогла породить ни одного универсального героического образа - не считать же за таковой откровенно уродливого и асоциального персонажа из 90-х «нового русского». А солдаты Победы даже в канун великого юбилея несколько потерялись на фоне абстрактной георгиевской ленточки.

В лице же (или, вернее, в закрытых лицах) «вежливых людей» - да чего уж там, давайте отбросим кавычки и будем называть их Вежливыми людьми - мы обрели достойных конкурентов супергероям из американских комиксов, которых все никак не удается привить к отечественному дичку массовой культуры. Тут сошлись воедино сразу несколько благоприятных факторов.

Во-первых, у России, как известно, нет друзей, кроме армии и флота, и эта обезличенная воинская элита - не просто защитник, но и лучший друг каждого россиянина. Наш народ истосковался по проявлениям имперской мощи, чем и объясняется безусловное принятие возвращения Крыма практически всеми социальными группами. А спецоперация по его освобождению и возвращению в лоно матушки-России именно так и была проведена.

Во-вторых, Вежливые люди продолжают традиции культурного и интеллигентного, но при этом стойкого и патриотичного без показухи дореволюционного офицерства. Это с одной стороны. А с другой - они являются удачной модификацией культового советского образа Неизвестного солдата, причем его потомки неизвестны в буквальном смысле. Но это только способствует их героизации.

В-третьих, Запад привык воспринимать нас как грубых варваров верхом на медведях, а эти издевательски корректные ребята в сверхсовременном обмундировании, которые фотографировались с детьми и котятами на руках, способны вызвать сильнейший когнитивный диссонанс у носителей заокеанского менталитета. И беззлобное злорадство по этому поводу - у нас.

Стоит ли удивляться тому, что Вежливые люди мгновенно перекочевали на футболки и нашивки. Воплотились в оловянной миниатюре - в пику всем нацистским солдафонам вместе взятым. Стали армейским гимном и (куда, увы, без этого в мире чистогана) брендом «Военторга». Который, к слову, и сам уже стал чуть больше чем просто дочерней компанией Минобороны.

Так что Вежливый человек на Амуре - наверняка не последний. Если этот образ окончательно станет ключевым в современном идеологическом дискурсе России, мы будем встречать его на улицах городов и весей не реже, чем Вечный огонь, а бронзовая балаклава станет тем, чем для советских граждан была бронзовая кепка.

via ФАН

календарь_праздники_День Победы, интернет_мемы, личное_размышления, политика_революция_Евромайдан, общество_благотворительность, город_инфраструктура, общество_субкультуры, !софофилия, экономика_бизнес_компании, !коловраты на башнях, психология_стереотипы, психология_менталитет, !as is, культура_символика, культура_стили и направления_комиксы, страны_Россия_Сибирь и Дальний Восток, оружие_униформа и экипировка, медиа_СМИ, город_здания и сооружения, страны_Россия_Урал и Поволжье, искусство_декоративно-прикладное, оружие_армия, !реалполитик убер аллес, блог_жж_лучшее, страны_Украина, страны_Россия_Крым, политика_идеология_национализм, личное_творчество_публицистика, политика_пропаганда, !доброе слово и пистолет, экономика_финансы_деньги, экономика_бизнес_товары, интернет_блогосфера, !отнародные междуношения, человек_вещи_сувениры, политика_власть_ведомства, город_памятники, общество_патриотизм, страны_Россия

Previous post Next post
Up