Поворот не туда

Apr 06, 2015 23:08

Годовасику Русскому Донбассу, который хотели подкинуть на карман Путину, посвящается.

Опрос, проведенный киевскими социологами, показывает, что вступать в Евросоюз хотят менее половины украинцев. Очевидно, что евроинтеграционная политика нынешних украинских властей не работает так, как им хотелось бы.

Украина подписала соглашение об ассоциации с Европейским союзом 27 июня 2014 года. Необходимо понимать, что, несмотря на наличие конкретных действий (создание общей зоны свободной торговли, выработка принципов сотрудничества и получения Украиной финансовой помощи), этот документ сам по себе не приближает вступление в ЕС. У организации, как известно, имеются довольно жесткие требования к претендентам, как экономического, так и политического характера. В этом смысле очень показателен пример Турции, которая подписала аналогичное соглашение еще в 60-х годах XX века, и к настоящему моменту уже устала ждать и надеяться, почти полностью утратив интерес к интеграции со Старым Светом. И это несмотря на огромное число этнических турков, проживающих на европейском континенте.

Трудно переоценить значение идеологемы «евромайдан» для действующей киевской власти. Тем печальнее для них тот факт, что более половины граждан (и это без учета Крыма, который, по понятным причинам, был исключен из соцопроса) не разделяют энтузиазма Порошенко сотоварищи насчет сближения с Европой.

По данным исследования, проведенного Киевским международным институтом социологии (КМИС) в феврале, доля сторонников вступления в ЕС составляет 47,2%. В пользу вступления в Таможенный Союз высказались 12,3%. Почти треть - 27,3% - не желают присоединяться ни к одной из этих организаций, а 13,1% затруднились с ответом.

Для сравнения, в мае 2014 года, т.е. непосредственно перед подписанием ассоциации с ЕС, за интеграцию выступали те же 47%. Такое постоянство может говорить о том, что формальные этапы приближения к Евросоюзу не отражаются в сознании украинцев, и для них важен не Европейский Союз как международная организация, а некая абстрактная «хорошая жизнь» в абстрактной развитой Европе.

Что касается несколько меньшего числа сторонников ЕС в феврале 2014 года (42%) и ноябре 2013 года (39%), это может быть связано с уходом из-под украинской юрисдикции сначала Крыма, а затем и части Донбасса. Примечательно, что даже в мае на подконтрольных Украине восточных территориях соотношение сторонников ТС и ЕС составляло 63% против 12%.

Интересен и другой момент. За минувший год количество желающих вступить в Таможенный Союз в целом по Украине значительно сократилось - с 37% до 12%. Учитывая что «освободившиеся» голоса перераспределились не в пользу ЕС, а в пользу отказа от вступления куда-либо, можно говорить не об успешности политики евроинтеграции, но о выдающихся достижениях в сфере демонизации России.

При этом цифра 47%, о которой с гордостью рапортует КМИС, может оказаться завышенной. Во-первых, в условиях масштабного и агрессивного культивирования образов «москаля», «сепаратиста», «террориста» нельзя исключать фактор страха респондентов перед теми, кто задает подобные вопросы. Неоправданно резкое снижение доли сторонников интеграции с Россией также свидетельствует в пользу этого предположения.

Во-вторых, самих киевских социологов можно заподозрить в ангажированности и работе на результат, который устроил бы власти. На это указывает, например, такой весьма своеобразный и далекий от «чистой» социологии продукт, как «Индекс результативности российской пропаганды». В превью к нему, в частности, сказано: «Информационная война, которую ведет Россия против Украины, помогла России осуществить успешную аннексию Крыма, обеспечить поддержку этих действий своим населением и спровоцировать войну на Донбассе». Встречающиеся в других продуктах КМИС выражения вроде «оккупированных территорий» также не делают чести независимым исследователям.

Как полагает эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер, интеграция с ЕС - одна из немногих идей, которые еще могут консолидировать украинское общество или хотя бы его основную часть. Особенно в этом контексте важна отмена визового режима, которой Порошенко будет добиваться на предстоящем саммите Восточного партнерства в Риге и которая, по мнению Брутера, является «эрзацем вступления в Евросоюз». «Больше им (простым украинцам - прим.ред.) от ЕС ничего и не надо, - замечает эксперт. - А для властей Украины ассоциация с ЕС - это некий политический фантом. Сейчас он полезен, а в принципе практически ничего не дает без огромных инвестиций со стороны ЕС, чего Евросоюз не сделает. И в Риге, я уверен, отмены виз не будет. Хотя бы потому, что это опасно сейчас для рынка труда в некоторых европейских странах».

Как было показано выше, социологические данные подтверждают мнение Владимира Брутера о том, что ассоциация с ЕС - скорее политический инструмент ad hoc, нежели отражение подлинных чаяний украинского народа. Но раз так - что же будет с Украиной, когда идея слияния с Европой окончательно изживет себя?

via ФАН

!реалполитик убер аллес, страны_Европа, история_новейшее время, страны_Россия_Новороссия, страны_Россия_Крым, страны_Украина, политика_революция_Евромайдан, политика_дипломатия, политика_идеология_национализм, политика_пропаганда, политика_мероприятия_международные, личное_творчество_публицистика, политика_международные организации_ЕС, !софофилия, политика_идеология_русофобия, наука_статистика, страны_Турция, общество_общественные организации, психология_стереотипы, политика_власть, !as is, общество_миграция, политика_политики_Порошенко, !отнародные междуношения, страны_Россия

Previous post Next post
Up