Сегодня исполнилось 120 лет со дня рождения выдающегося австрийского художника-пейзажиста Адольфа Шикльгрубера.
Адольф Шикльгрубер родился 20 апреля 1889 года в городе Львове, который в то время назывался Лемберг и входил в состав Австро-Венгрии. Детство Адольфа прошло в обстановке крайней нищеты. Единственной его игрушкой была странная металлическая фигурка в виде креста с загнутыми концами, подаренная каким-то бродячим торговцем из Индии.
Отец Адольфа, грубый сапожник с садистскими наклонностями Алоиз Шикльгрубер часто бил сына, вследствие чего у маленького Адика развился комплекс неполноценности, переросший в эдипов комплекс (а уже в зрелом возрасте и в комплекс мессианства). В возрасте 13 лет Адольф убивает отца, метнув в него свою игрушку в виде изогнутого креста. По неподтвержденным данным этой же игрушкой он вырезал у отца надпочечник и съел его, исполнив таким образом обряд мести, бытовавший у североиндийского племени ариев. Как бы то ни было, изогнутый крест (Hakenkreuz) сопровождал Шикльгрубера всю его жизнь.
В возрасте 16 лет Адольф, разглядывая соседние дома через цейсовский бинокль (единственное, что ему досталось в наследство от отца, не считая садистских наклонностей), впервые видит обнаженную девушку. С тех пор подглядывание за девушками становится его традиционным занятием, за которым его однажды и застает мама. После трехчасовой порки она покупает сыну мольберт с красками, чтобы ему было куда сублимировать свое пубертатное либидо. Адольф пытается рисовать портреты обнаженных девушек, но ему это не удается, поскольку одной рукой он держит бинокль, а другой сублимирует свое либидо. За этим занятием его и застает мама. После пятичасовой порки она отправляет юношу поступать в Венскую художественную академию.
Вена, являвшаяся в то время культурной столицей Европы, славилась своими кабаками и притонами. Поэтому неудивительно, что Шикльгрубер подает документы в академию только через пять лет после приезда в город. К этому времени у него уже появляются первые картины, напоминающие позднего Констебля и раннего Писсарро, на которых изображены лучшие венские бордели. С портретами у Шикльгрубера по-прежнему ничего не выходит. Забегая вперед, скажем, что в Венскую художественную академию он так и не поступил. Ее ректор Исаак Зильберман раскритиковал работы молодого художника, нанеся ему тем самым тяжелую психологическую травму. С той поры Шикльгрубер крайне недоверчиво относился к евреям.
В августе 1914 года во время очередной грандиозной попойки Шикльгрубер крупно проигрывается в вист. Крайне раздосадованный проигрышем, он подмешивает цианид в вино всем присутствующим и на следующее утро уходит добровольцем на фронт. В бою под Верденом ему картечью отрывает простату, и его переводят в тыл в чине гефрайтера.
В тылу Шикльгрубер изучает руническую магию и много рисует - в основном для армейской стенгазеты. В мае 1921 года он получает сильную контузию от упавшего на него ящика с эрзац-тушенкой. За этим следует тяжелая операция, в ходе которой ему удаляют теменные доли мозга, гипоталамус и, на всякий случай, яички. После этого Шикльгрубера окончательно демобилизуют - тем более, что война уже три года как закончилась.
После войны Шикльгрубер живет в берлинской коммуналке, много пьет и целыми днями сидит на Унтер-ден-Линден, слушая радио "Шансон" и рисуя шаржи на прохожих. Именно там он встречает бывшего лесничего Германа Геринга, который приводит его в пивную "Шварценвальдбрауншвейгсбюргергешлоссен унд сосиски". В пивной его принимают за приехавшего на гастроли Чарли Чаплина, и оскорбленный Шикльгрубер устраивает погром. За это он попадает под арест на 15 суток. Впрочем, очень скоро о нем забывают, и Шикльгрубер выходит из тюрьмы только спустя десять лет, в 1933 году.
К этому времени он уже превращается в развалину: это больной и опустившийся человек, жизнь в котором могут пробудить только лошадиные дозы морфина. В короткие минуты просветления он пишет главный труд свой жизни - роман в стихах "Моя борьба", в котором подробно описываются 88 способов приготовления горохового супа. Эту книгу Шикльгрубер посвятил своей возлюбленной Розе Люксембург, а та, в свою очередь - своей возлюбленной Кларе Цеткин.
27 февраля 1933 года Шикльгрубер, куривший в фойе Рейхстага, случайно роняет сигарету в канистру с бензином. В результате вспыхивает пожар, который, впрочем, не сыграл никакой роли в судьбе художника. С 1933 по 1945 годы Шикльгрубер занимает скромный пост в Рейхсканцелярии. Он живет в берлинской коммуналке, много пьет и разлагается морально и физически.
1945 год становится для него поистине несчастным: 28 апреля в авиакатастрофе погибает его лучший друг, главный редактор итальянской газеты "Аванти!" Бенито Муссолини, а 30 апреля, через два дня после свадьбы с Адольфом, от передозировки снотворного умирает его жена Ева. К тому же, за неподобающее поведение Шикльгрубера выгоняют с работы. Он решает эмигрировать в Аргентину, о которой мечтал еще в мальчишестве, зачитываясь приключенческими романами Максима Горького.
О годах Шикльгрубера, проведенных в Аргентине, нам, к сожалению, ничего не известно - мы знаем лишь, что он умер в пригороде Буэнос-Айреса в 1964 году. Все, что осталось от великого художника - это вставная челюсть, коллекция фотокарточек с обнаженными мулатками и добрая память, которая живет и по сей день.
![](http://pics.livejournal.com/steppentiger/pic/0004b0zf/s320x240)