Во избежание недоразумений сразу скажу, что к Плющенко я отношусь очень хорошо и считаю его великим спортсменом. Но я очень плохо отношусь к подобным ситуациям. Прежде, чем делать какие-то выводы, расскажу почти детективную предысторию.
В самом конце декабря прошлого года, менее чем за полтора месяца до Олимпиады проходит Чемпионат России по фигурному катанию, который знаменателен тем, что его победитель, согласно решению Федерации, должен получить единственную среди мужчин путевку в Сочи. В упорной борьбе Плющенко проигрывает 18-летнему Максиму Ковтуну. Третье место занимает 26-летний Сергей Воронов. Казалось бы, вопрос решен, тем более что Ковтун единственным от России выступал на прошлогоднем Чемпионате мира (выступил, правда, неудачно и занял лишь 17-е место). Сам Плющенко вполне спокойно заявил, что удовольствуется командными выступлениями, а личное первенство уступит Ковтуну.
В середине января этого года, уже в «предбаннике» Олимпиады прошел Чемпионат Европы, где Ковтун, чтобы окончательно снять все вопросы, должен был подниматься на пьедестал. Со своей сверхсложной программой он не справился из-за эмоционального напряжения и оказался на 5-й позиции (зато серебро завоевал Воронов). Перед этим чемпионатом Плющенко, сам в нем не участвовавший, вместо поддержки своего молодого соотечественника чуть ли не обвинил его в том, что нашим спортсменам досталась всего одна путевка на Олимпиаду.
Дело в том, что эта самая путевка как раз давалась по результатам Чемпионата мира, где, как я писал выше, Ковтун показал себя не с лучшей стороны. Безусловно, войди Ковтун в призеры, никаких проблем бы не было, прежде всего, для него самого. Но со стороны Плющенко, который с 2005 года вообще не участвует в Чемпионатах мира, вешать всех собак на молодого парня в ситуации, когда наше мужское фигурное катание на протяжении последних 10 лет находится в жопе (пусть и не полной), было как минимум некрасиво.
Итак, у нашей Федерации был выбор, по сути, из трех кандидатур: очень перспективный, но нестабильный Ковтун, опытный и стабильный, но больной Плющенко и менее опытный, но не менее стабильный и при этом здоровый Воронов, который стал прибавлять с прошлого года, когда перешел к тому же тренеру, что и у Юли Липницкой. Замечу также, что Плющенко уже давно всем всё доказал, в том числе в плане олимпийского чемпионства - это не Ди Каприо с его «Оскаром» и, если уж говорить о «последних возможностях», то не только для Плющенко, но и для Воронова сочинский шанс был, похоже, последним, поскольку на следующих Играх ему будет уже тридцатник. Еще один момент - просто для справки. В
международном рейтинге фигуристов Ковтун занимает 11-ю строчку, Воронов - 13-ю, а Плющенко (вы не поверите!) - 62-ю.
Вопрос выбора обострился из-за того, что, по правилам МОК, в командных и личных соревнованиях должен был выступить один и тот же фигурист. Наши хотели обойти это правило: Плющенко выступил бы в командных соревнованиях, затем потихоньку снялся бы из-за травмы и его заменил запасной Ковтун (или второй запасной Воронов), но президент Международного союза конькобежцев заявил, что травму должны будут подтвердить независимые врачи. На мой неискушенный взгляд, учитывая состояние Плющенко, никаких проблем с этим не было бы, но риск скандала, видимо, оставался.
В итоге выбор был осуществлен каким-то очень странным (опять-таки, лично для меня, не знакомого с такой дисциплиной, как подковерная борьба) способом: Плющенко устроили контрольный прокат перед экспертной комиссией, закрытый для прессы и зрителей, в котором не участвовали остальные претенденты. И который он успешно прошел.
Предолимпийские тренировки в Сочи Плющенко пропускал и, надо думать, не из-за того, что загорал на пляже или ходил кушать хычины. И, слава Богу, что у него не случилось травмы в ходе командного выступления, из-за чего вся наша команда, а не только он лично могли остаться не только без золота, но и совсем без медалей. Вообще иногда кажется, что у нас в спорте периодически проявляется рецидив «синдрома Маресьева», когда физически недостаточно годный, но опытный спортсмен в отнюдь не безвыходной ситуации ставится в приоритет.
Такая вот загогулина. Нельзя однозначно сказать, кто здесь прав, а кто виноват. Но очевидно, что в данном случае победили амбиции - самого ли Плющенко, его тренеров, пани Рудковской, чиновников из Федерации или кого-то еще. А Россия проиграла.