С подачи
alexei_lahov решил составить собственный список неуловимо надмирного (запредельного, трансцендентного) кино, которое, выражаясь словами одного отечественного литератора, является особым взлетом свободной мысли, дающим возможность увидеть красоту жизни.
Стена (Алан Паркер)
Целая философская монография в духе Ницше, Фрейда, Сартра и ещё много кого. О том, как перестать быть частью застенка - не важно, в роли кирпича, тюремщика или заключённого - и ещё о том, как важно не спутать разрушение стены с саморазрушением.
Страх и ненависть в Лас-Вегасе (Терри Гиллиам)
"- Пойми, мы нащупали главный нерв. - Оттого и страшно". Взрезанная и выпотрошенная Американская мечта через психоделическую призму.
Бойцовский клуб (Дэвид Финчер)
Дистиллированный буддизм (чтобы обрести свободу, надо избавиться от привязанностей), но рассмотренный под совершенно безумным ракурсом. Будда-анархист против протестантского Иисуса в подвале лос-анджелесской забегаловки.
Реквием по мечте (Даррен Аронофски)
Тут всё сказано в названии. Если бы Моцарт был современным режиссёром, он снял бы что-то подобное.
Догвилль (Ларс фон Триер)
Сюжет довольно тривиален, а то и скучен, фильм кажется нудным. Но это такое идеальное антикино, примерно как "Улисс" - антироман.
Апокалипсис сегодня (Фрэнсис Форд Коппола), Цельнометаллическая оболочка (Стэнли Кубрик), Взвод (Оливер Стоун)
Эти три фильма сделали для пацифизма и гуманизма больше, чем все толпы хиппи с их нечёсаными космами, немытыми телами и заблёванными укуренными вудстоками. А всё потому что война показана без героики и пафоса.
Заводной апельсин (Стэнли Кубрик)
Тоталитарная, бессмысленная жестокость возможна даже в самом демократическом обществе -
Брейвик тому примером. Первобытные инстинкты нельзя искоренить, человек - помещённое в клетку закона и морали животное.
Сталкер (Андрей Тарковский)
О каждом "арт-хаусном" фильме говорят, что в нём скрыто множество смыслов, но для меня таким является только этот. Он, как Зона, не приемлет материалистов, нарочитых циников, интеллектуалов-логиков. Для его восприятия нужна только интуиция, а для прочувствования - определённый градус отчаяния.
Бегущий по лезвию (Ридли Скотт)
Кризис самоидентификации в потрясающе стильных декорациях.
Весна, лето, осень, зима... и снова весна (Ким Ки Дук)
Если и можно запечатлеть природу на целлулоиде, то это не удел энимал плэнетов, а таких вот фильмов. Не просто красивый пейзаж, на который можно смотреть, но гармония, которую можно видеть.