Aug 08, 2010 22:13
- А что такое реальность?
- Одна из многих вероятных иллюзий.
Шекли
Как ты определяешь реальное? Если ты говоришь о
своих ощущениях - о том, что ты осязаешь, вкушаешь,
нюхаешь, видишь, слышишь - тогда это все лишь
электрические сигналы, интерпретируемые твоим мозгом.
Морфеус
Скажите, вам никогда не снились сны, после которых ты просыпаешься не в явь, а в другой сон, а оттуда уже - в реальность? Мне вот снились, и не раз. Еще вопрос: можете ли вы абсолютно точно определить, что окружающий вас мир реален? Подумайте хорошо. Попробуйте подбросить монетку - она встанет на ребро? Нет? А откуда вы знаете, что она должна упасть только одной из сторон? Почему в одном из миллиона бросаний она не может встать на ребро? А потом бесконечно вращаться? Да-да, вы мне сейчас скажете про законы физики - про гравитацию, трение, сопротивление воздуха и все такое прочее. Вот только не являются ли законы физики предметом негласного договора, именуемого верой? Ведь если множество людей начнут верить, что деревянная скульптура женщины плачет кровавыми слезами, она действительно начнет плакать.
Так почему вы, всякий раз просыпаясь утром, считаете этот мир реальным? Только потому, что вы и сотни поколений ваших предков привыкли его таким видеть? Ну что ж, сильнодействующие наркотики могут изменить мир до неузнаваемости. А как насчет пресловутой виртуальной реальности? Насколько реальным является такой мир? Говорят, есть только один надежный способ проверить это. Вспомните, как вы здесь оказались. Нет, не перед экранами мониторов, а вообще в этом мире. Помните ли вы свое первое мгновение здесь? Что, неужели не помните? А если так, то значит...
...Идея "нереальной реальности" отнюдь не нова. В мифологии любого народа описываются путешествия героя в потусторонний мир (который только по причине слабо развитого у древних людей ассоциативного мышления именуется загробным). Кино - неотъемлемая часть фольклора нынешнего. В сущности, любой кинофильм - это иная реальность, и лучшим мы называем тот, в котором режиссеру удалось сильнее передать "эффект присутствия". А кино про иную реальность - это как сон внутри сна.
"Начало" - сон безусловно потрясающий, и лично я поверил Нолану. Однако разделить всеобщий восторг и ликование по поводу этого фильма мне мешают два его недостатка. Во-первых, Нолан, подобно "архитектору реальности", сконструировал грандиозный мир, в котором можно убивать себя без ущерба для здоровья, бегать по стенам и делить на ноль, но при этом пожертвовал стройностью повествования ради сомнительных спецэффектов. Конечно, множественный выброс даже для искушенного зрителя может быть сравним с множественным оргазмом, однако неоднократные логические шероховатости лишают фильм той простоты и элегантности, которыми мог похвастаться, например, нолановский же "Престиж".
Ну и, во-вторых, Нолан повергает зрителя - нет, буквально швыряет его в лимб и расквашивает о бетонную банальность ключевого факта: вся эта великолепная кинопостройка зиждется на том, что какому-то китайскому чубайсу нужно, чтобы его конкурент не стал монополистом в энергобизнесе. После такой режиссерско-сценаристской подставы все очарование "Начала" рассыпается как карточный домик.
Вердикт: к этому фильму можно подобрать какой угодно лестный эпитет, кроме одного - гениальный. Увы.
блог_жж_лучшее,
человек_сон,
кинематограф_страны_США,
философия_бытие,
экономика_отрасли_энергетика,
!кинопись,
кинематограф_режиссеры_Нолан,
кинематограф_актеры_Ди Каприо,
!софофилия,
личное_творчество_рецензии_кино,
страны_Китай,
культура_мифология,
наука_физика,
философия_эзотеризм,
экономика_бизнес_бизнесмены,
!as is,
кинематограф_жанры_фантастика,
человек_вещи_предметы