Идеалистическое мышление и стремление к земному раю присущи человеку с глубокой древности. Но литературно и философски европейские утопии восходят к диалогам Платона, в первую очередь конечно к «Государству», одновременно являясь далекими предками научной фантастики - точнее, ее поджанра, фантастики социальной. А по способу организации описанные в них общины (фактически - коммуны) в значительной степени отражают уклад монастырей, только с еще более жесткой иерархией и строгими правилами.
Это касается всех трех основополагающих работ в этом направлении - собственно, «Утопии» Томаса Мора (полное название - «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»), «Города Солнца» Томмазо Кампанеллы и «Новой Атлантиды» Фрэнсиса Бэкона. Первая ближе к политической сатире, вторая - к астрологическому трактату, третья - к катехизису научного ордена (который потом будет пародировать Свифт в летающем острове Лапута из «Путешествий Гулливера»). Но эта разница несущественна, главное - что они все описывают механическое, без малейших признаков рефлексии, исполнение жителями раз и навсегда установленных законов, наиболее рациональных с точки зрения автора.
Даже для запрограммированных роботов, подчиняющихся четким алгоритмам, такое государство было бы невозможно, поскольку нельзя учесть множество случайных событий. Да и вообще, в любой динамической и тем более саморазвивающейся системе имеется фактор энтропии. Что уж говорить о людях, совершенно разных как по способностям, так и по потребностям - чем уже нарушается известный коммунистический принцип. Как подметил Бертран Рассел в «Истории западной философии», жить в этих утопиях было бы нестерпимо скучно, поскольку для счастья необходимо разнообразие.
Тем удивительнее были попытки построить подобное государство различными адептами утопизма вплоть до коммунистов - уже на старте они напоминали стремление создать королевство из детских сказок, где царят всеобщий мир и благоденствие. В реальности же люди не являются полностью свободными, не равны друг другу и уж точно не испытывают братских чувств к каждому встречному и поперечному. Всеобщим это можно сделать только путем жестокого и массового насилия.
Поэтому единственным, кому удалось более-менее приблизиться к построению коммунистической утопии (не считая раннесоветских колхозов, некоторых деструктивных сект и фестиваля Вудсток), стал Пол Пот. Его «идеальное» общество просуществовало около трех лет, до основания разрушило страну (никакого «а затем» не последовало) и привело к уничтожению до трех миллионов человек - около трети населения. Вряд ли это именно то, о чем мечтали гуманисты Нового времени.
_____________
Мастерство: 7
Сюжет: 7
Реалистичность: 7
Читабельность: 8
Идеология: 6
Итого: 7,0
_____________
Мастерство: 7
Сюжет: 6
Реалистичность: 6
Читабельность: 8
Идеология: 6
Итого: 6,6
_____________
Мастерство: 6
Сюжет: 6
Реалистичность: 6
Читабельность: 8
Идеология: 6
Итого: 6,4
П.С. В
рейтинге все три отсутствуют.