Make love not work

Dec 08, 2022 21:20

15 лет назад, еще учась на первом курсе магистратуры, я устроился на свою первую полноценную работу. Мне нужно было продавать рекламу в яндекс.директе (когда он еще был теплым и ламповым) или что-то вроде того, и неделя ушла только на то, чтобы преодолеть дрожь в коленках и начать делать холодные, как петербургский ноябрь, звонки.

Офис находился в бывшем доходном доме мрачного облика на Обводном канале, с мутной достоевщиной по углам парадняка и панорамным видом на двор-колодец. Продержался я там месяца полтора, успев поиграть в бильярд на унылом корпоративе и завести стремительные платонические шашни с секретаршей босса. С последним мы не сошлись характерами (не из-за секретарши), что и стало причиной ухода (ну и еще, конечно, мое распиздяйство).

Оттуда я, окончательно распрощавшись с маячившей на горизонте дипломатической стезей, плавно перекочевал в совершенно адовый стартап, который открыла молодая пара. Ребята до этого работали крупье в магаданском казино, прошли какие-то инфоцыганские курсы и после заведомо провальной попытки выпускать глянцевый журнал для топ-менеджеров занялись рекламным бизнесом, а именно развешиванием листовок на поручнях автобусов. Ах да, они еще выращивали дома псилоцибы. Мне все это опять-таки предстояло продавать (рекламу, а не псилоцибы).

Офис был гораздо более уебищным - тоже в бывшем доходном доме, около Сенной, размером в полторы комнаты, как у Бродского (только пустых, с парой столов, телефоном, компьютером и тумбочкой с чайником), и панорамным видом на Апрашку. Продержался я там месяца два, успев избежать курсов повышения квалификации у Свидетелей Иеговы и посоветовав коллеге в ответ на их вопрос о моем отсутствии отвечать: «Разве я сторож брату моему?».

В общем, за эти 15 лет я сменил 13 мест работы (первые четыре - за первый год, еще две были просто неудачным выбором и длились по паре месяцев). И допрыгался до приличной должности в очень крупной компании из первой полусотни национальных рейтингов - из разряда тех, у которых сбывается большинство мечт (как минимум у руководства). Я уже когда-то делился лайфхаками из серии «я начальник - ты дурак», а теперь в связи с юбилеем трудовой деятельности расскажу о выборе дорог, которые мы выбираем.



Поскольку, как известно постоянным читателям моего дневничка, я люблю оценки и рейтинги, у меня выработалась своя система определения, красит ли меня то или иное рабочее место (и наоборот) или от такой работы уже передохли все кони и пора двинуть их куда-то дальше. Система эта универсальная, она подходит для любой сферы и должности, поэтому с удовольствием делюсь ей с вами.

Итак, есть 10 параметров с тремя уточняющими подпараметрами, каждый из подпараметров оценивается по 10-балльной шкале (1 - кошмарно, 2 - ужасно, 3 - плохо, 4 - терпимо, 5 - нормально, 6 - хорошо, 7 - отлично, 8 - превосходно, 9 - великолепно, 10 - божественно). Из трех оценок выводится среднее арифметическое каждого параметра с округлением до целого. А из 10 параметров - среднее арифметическое с округлением до десятых.

Оценки выставляются через 1-3 месяца после выхода на работу, а их ревизия производится не реже раза в год, а лучше - в полгода, потому что все параметры имеют свойство улучшаться или, что бывает чаще, ухудшаться. Если итог выше 8 - это практически работа мечты и надо держаться за нее зубами, когтями и прочими частями тела, а если ниже 4 - начинать паковать чемоданы.

1. Зарплата (оклад, премии, другие выплаты). Что бы там ни врали эйчары и мотивационные гуру, деньги - главный двигатель прогресса, поскольку дают возможности в жизни за пределами работы. При оценке здесь нужно ориентироваться не на сферическую зарплату в вакууме, а на среднюю температуру по больнице, то есть 5-6 - это примерный уровень заработка человека с аналогичной должностью и опытом в вашей сфере и населенном пункте.

2. Карьера (должность, возможности карьерного роста, возможности обучения). Здесь уже сложнее: с должностью все понятно (насколько она соответствует вашим, прости господи, компетенциям), а два других показателя во многом умозрительные. К тому же, не все любят и хотят участвовать в крысиных бегах. Так что ориентируйтесь на свои идеальные представления о лестнице в небо.

3. Функционал (выполняемые задачи, разнообразие, командировки). Тут критерий простой: нравится - не нравится (терпи, моя красавица). Если вы любите быть швецом, жнецом, на дуде игрецом и до кучи коммивояжером - это один подход к оценке. Если нет - обратно пропорциональный.

4. Руководство (способность руководить, контроль, личные отношения). В вопросах контроля тоже нужно ориентироваться на себя: у кого-то высокий уровень самодисциплины, и его нужно просто оставить в покое и не ебать мозг, а кого-то надо постоянно пинать - то есть, простите, наставлять на путь истинный. Личные отношения - понятно, чтобы они были, извиняюсь за каламбур, рабочими или, в крайнем случае, не ставились выше профессиональных качеств подчиненного. А признаки хорошего руководителя: уметь организовывать процессы; не перекладывать ответственность; разбираться в теме или доверять тем, кто разбирается; отстаивать интересы своей команды; знать сильные и слабые стороны подчиненных, помогать им развиваться и мотивировать их; давать обратную связь; не заниматься микро- и чайка-менеджментом.

5. Дисциплина (возможность опаздывать и отпрашиваться, наличие сверхурочной работы, наказания). Лояльность - это игра, в которую можно играть вдвоем. Если ты отдаешь всего себя работе, нужно, чтобы и работа отдавала тебе что-то помимо зарплаты и прочих плюшек. В частности, шла навстречу в пресловутом work-life balance, не к ночи будь помянут, и прощала мелкие грешки. В противном случае это напоминает рабство, а рабы - не мы.

6. Компания (размер и известность, чувство гордости за ее деятельность, внешний вид и удобство офиса или рабочего помещения). Малый бизнес - это неплохо, но лично я накушался до отвала всеми этими молодыми динамично развивающимися компаниями. И если уж работать не на себя, а на дядю, пусть этот дядя будет богат и знаменит. Или хотя бы мал да удал.

7. Коллектив (рабочее взаимодействие, неформальные отношения и общая атмосфера, совместные мероприятия). Даже самые покладистые вряд ли захотят с волками жить и по-волчьи выть. А уж с пауками или гадюками - тем более.

8. Быт (рабочее место, техника и оборудование, питание). Поскольку на работе мы проводим значительную (а то и бо́льшую) часть дня (а то и жизни), хочется, чтобы там было как дома. А если работаешь из дома - то как в офисе.

9. Социалка (корпоративы, здоровье и спорт, неденежные бонусы). В первом пункте речь шла о том, что деньги правят миром. Но важно и то, каких размеров у компании соцпакет - можно ли положить в карман что-то, кроме спасибо (и денег).

10. Ощущения (удовольствие от работы, чувство усталости, стресс). Единственный абсолютно субъективный параметр, который измеряется исключительно фразой «я художник, я так вижу». Для каждого есть свои нелюбимые виды работы, и на заре наших карьер иногда приходится поступаться принципами. Мне, скажем, претит сфера обслуживания, и я ни дня там не работал. А вот продажами пришлось заняться (я был молод, мне нужны были деньги), чтобы погрузиться в мир чистогана и заодно выработать стойкую идиосинкразию к нему. В общем, двух-трех, от силы - пяти лет вполне достаточно, чтобы начать двигаться (ползти, лежать) в сторону работы, на которой не придется работать ни дня в своей жизни.

!as is, !самосуд линча, !make love not work, !жизнь как кустурица, !педагогическая поэма, !хроническое, !мы дети большого Г

Previous post Next post
Up