В моде социальный конформизм, или Читая Быкова

Nov 11, 2009 21:25


За что ценю Быкова (хоть и терпеть его не могу) - так это за то, что всегда знает, откуда ветер дует. И главное - куда. Думается мне, что обладает он некой телепатической связью с власть держащими и чует тонкий духовный запрос: что им, высоко сидящим, от нас, мирных обывателей, надо. Или, иначе говоря, чувствует, в качестве представителя близкой к верхам российской интеллигенции, какие тренды нынче в моде. И за то ему скажем большое спасибо. Чем же нынче веет?
Последнее время рифмованные опусы Быкова стала печатать «Новая», собственно, поэтому я с ними и познакомилась. И любопытные вещи выявляются. Расскажу о трех последних.

Один называется «Историческое» и посвящен сакраментальному событию последних недель - имени Сталина под потолком станции «Курская». (Сам текст, думаю, легко найти в Интернете на сайте Новой.) В сухом остатке речь идет о бесконечном и бессмысленном хождении по историческому кругу, которое, по мнению автора, мало зависит от любого правителя. «Как будто не ждем с упоением все мы (с заклятым врагом эти чувства деля) коллапса, разрухи и краха системы, чтоб ту же систему отстроить с нуля?»

В другом (забыла, как называется, да и сейчас нет под рукой) тоже на какую-то историческую тему есть просто врезавшиеся в память слова: «Отчего ж нам пристало, братие, лишь движенье туда-сюда, столь пригодное для зачатия, для развития никогда?»

Последнее посвящено событию совсем недавнему, нашумевшему - обращению майора Дымовского к г-ну Путину. Событию, на мой взгляд, не такому уж и ординарному, мягко говоря. Но не тут-то было - рефрен и этого опуса остается прежним: «Не следует греховными устами звать к переменам Родину свою. Хотите - поменяемся местами? Все будет точно так же, зуб даю» (якобы отвечает г-н Путин).

Правильно ли понимаю, что нынче у образованной интеллигенции в моде социальная апатия, конформизм и тонкий скептицизм? Или я, существо глубоко приземленное, не увидела ироническую дистанцию и, огрубев душой, не смогла оценить боли автора за бессмысленно блуждающую во тьме Россию?

Интересный ответ дает серьезная (и без рифмовки) статья Быкова в той же «Новой» (9.11.2009). Статья совершенно парадоксальная - автор, с одной стороны, считает, что народ совершенно отделился от государства и живет своей независимой жизнью, в основном в Интернете, с другой - все равно ничего путного, кроме мафии или секты, сам создать не способен. Любая деятельность, не освященная государством, представляется автору партизанщиной. «Разумеется, официальное лучше, здоровей подпольного - хотя бы потому, что подполье вырабатывает у людей чрезвычайно опасные комплексы, формирует завышенную самооценку на ровном месте». Кто бы спорил… Кстати, полтора столбца посвящено и благотворительности как разновидности сектантства, и благотворителям как ловцам эндорфинов в хосписах (последнее - без комментариев).

«Лучше бы канализировать энергию масс на что-нибудь открытое, но… сами понимаете, каковы шансы перестроить российскую государственность». Опять двадцать пять за рыбу деньги - ни с государством, ни без государства ждать нечего, и значит на ближайший век «удел России… - мафия и секта».

Заканчивается, впрочем, статья весьма оптимистично - оказывается, что две единственно возможные модели самоорганизации общества - своего рода прививка, «два последних соблазна населения на пути его неизбежного превращения в общество». Ну уж нет, здесь я решительно не согласна - если суждено быть подпольщицей, партизаном и сектанткой, то я и в ваше общество неизбежно превращаться не стану. Мало ли какое там у вас общество…

А за предупреждение спасибо. Теперь мы в курсе, как к нам в ближайшее время станут относиться - и власть, и близкая к ней интеллигенция, с чьего голоса зачастую поют СМИ, а вслед за ними и «народ»: любая активность и самоорганизация - партизанщина, объединение единомышленников - секта, попытка помочь кому-нибудь - жажда «мощного притока эндорфинов», а главное - бессмысленно вообще что-нибудь делать, ибо любое движение - по кругу, туда-сюда и с кем местами не меняйся... Н-да, как закоренелому исследователю антиэнтропийных процессов, мне, пожалуй, тут и сказать нечего. Кроме уже вышесказанного спасиба.

Пишите, Дмитрий, пишите! Мы почитаем.

С уважением и проч.

Социальное творчество, Об исторической памяти

Previous post Next post
Up