Чудо-село Средняя Елюзань (Пензенская обл)

Jan 24, 2017 18:46

Оригинал взят у a_krotov в Чудо-село Средняя Елюзань (Пензенская обл)
Лет пять назад я прочитал в газете заметку о том, что в далёкой Пензенской области есть такая «российская Мекка» -- село, где имеется семь мечетей, и все его жители - соблюдающие мусульмане. Тогда я отметил название села, а потом ещё раз где-то прочёл - там уже не семь мечетей, а одиннадцать, и село называется Средняя Елюзань. Настал момент, после посещения разных заморских стран, изучить поближе и отечественный феномен.

В Среднюю Елюзань мы отправились 4 января, вместе с Алексеем Кулешовым traveler62rus. Мы планировали добраться туда на маршрутке (от Пензы до С.Е. около 90 километров), сфотографировать все мечети, какие найдём, совершить молитву в каждой из мечетей (если все будут открыты), посмотреть вид и устройство села и постараться понять причины феномена, а также переночевать там, где угодно будет Аллаху Всевышнему. Удивительно, в Москве пять зданий мечетей, а в Елюзани 11.

Знакомство с Средней Елюзанью и её жителями началось прямо на автовокзале. Водитель маршрутки, татарин 55-ти лет, и был первым увиденным нами жителем Елюзани. Увидев нас с Лёшей, он удивился, спросил куда и к кому мы едем, и узнав, что мы хотим просто осмотреть это чудо-село, вызвался быть по приезду нашим другом и гидом по посёлку. Часа полтора езды по ухабистой дороге - и мы вышли из маршрутки на морозный Елюзанский воздух. Морозы стояли около -25, редкий период холодной зимы в Центральной России.

Татарское село Средняя Елюзань находится в том же Городищенском районе, что и мордовское село Вышелей, где отмечался «Трезвый Новый Год». Можно было бы из Вышелея сразу поехать в Елюзань, но мы этого не сделали, потому что пошли в лесной поход, и потом отмывались и отъедались в Пензе. И вот опять мы в Городищенском р-не. Но какая разница между Вышелеем - я его уже описывал и фотографировал - и Елюзанью! Дома тут почти все были кирпичные, новенькие, не покосившиеся, домов было очень много, село содержит уже 9000 человек, больше чем в самом райцентре. Говорят, тут самая высокая рождаемость в Пенз.обл. В селе процветали предприятия сельского хозяйства (мельницы, мясофермы), стояло между домами немало грузовиков, КАМАЗов и других машин и прицепов, что давало понять, что среди местных жителей - много водителей. Не было видно пустых и заброшенных домов и участков. Многие люди имели свои виды бизнеса, в том числе и наш водитель (у него был свой магазин и мусульманский банкетный зал, без выпивки). Водитель разгрузил маршрутку (он попутно привёз хурму в свой магазин и что-то ещё), мы пересели в легковушку, и он устроил нам экскурсию по селу, в ходе которой мы побывали во всех мечетях, кроме одной, которая была почему-то закрыта.


Со слов водителя (имя его Жиганша, а в советские годы он работал учителем физкультуры в школе), оказалось следующее. Религиозность жителей села проявлялась всегда, ещё до Октябрьской революции. Во времена Советской власти старались как-то религию искоренить, но полностью это сделать не удалось. Несмотря на то, что некоторых имамов посадили, несколько мечетей превратили в овощехранилища, клуб и т.п., а учителей в школе гоняли за проявления ислама -- некоторые мечети всё равно не были закрыты и просуществовали весь советский век. Был в Елюзани совхоз-миллионер, а после развала СССР ничего из имущества его не было разворовано (по словам водителя) и теперь превратилось в с.х.фермы, производящие колбасы, сосиски, котлеты, консервы и прочее. Действительно, в магазине, который мы посетили, было множество местных мясопродуктов. В 1990-х годах начался религиозный подъём, и стали появляться новые мечети, строящиеся на средства местных жителей. Некоторые мечети построены на индивидуальные средства предпринимателей, на другие же скидывались всем селом, последняя мечеть открыта в минувшем (2015) году. Детей у всех много, минимум по трое; в школе в младших классах семь параллелей («а», «б», «в», «г», «д», «е», «ж»), во всех классах немало учащихся. Каждый год около 80-90 человек из Средней Елюзани ездят в хадж в Мекку, при том что со всей Пензенской области таковых хаджиев около 200 человек (это нам сообщил имам, оказавшийся в одной из мечетей). В целом все живут очень дружно, зажиточно, пьяниц на селе всего несколько человек, а если у кого-то несчастье, болезнь или сгорит дом, то помогают всем миром.




















Село оказалось большим, и экскурсия по всем мечетям затянулась почти до вечера, а вечер наступает зимой довольно скоро. Дома почти все были кирпичные. Вода где-то была водопроводная, а где-то из колодцев. У ворот стояли нередко - у кого машина, у кого грузовик, видели и 1 сани. Что сказать о внешнем виде жителей села? Женщины тут одеты в хиджаб (платок), говорят между собой по-татарски, в разговоре по-русски часто акцент местный слышится. Мужчины необычностями не отличаются, бородатых - немного, хотя имеются. В мечетях тепло и чисто, во многих днём проходили занятия по исламу. В одной бабушки и тётушки изучали основы арабского языка, в другой - старики, в третьей - дети, несколько мечетей днём были пусты в промежутках между молитвами. Во всех мечетях было много ящиков для пожертвований, интересно, что они были разделены на пять-шесть ящиков: на нужды мечети, для больных, для обездоленных и т.п.. Во многих мечетях стояли ящики для сбора пожертвований на другие мечети в окрестных сёлах. Что касается миграции людей из села в город, -- то оно существует, но пока незначительное; уезд людей в город компенсируется размножением новых.

Сайт села (не очень информативный): http://al-azan.info/.

Средняя Елюзань в Википедии. Википедия пишет: "На 1 января 2004 года в селе насчитывалось 2279 хозяйств, 8589 жителей. Площадь территории села 994 га. 4 вальцовые мельницы, маслобойный цех. Швейный цех, цех по строительству домов. Дом культуры, 9 мечетей, медресе, 2 средние школы, детский сад, больница, поликлиника, аптека, 24 магазина, кафе-столовая, бильярдная, 3 АЗС, Дом быта".

После вечерней молитвы (магриб) водитель увёз нас к себе домой на ужин, а потом вписал на ночёвку в «мусульманский банкетный зал» (зал для торжественных событий), который тоже принадлежал ему. Мы, оставшись без «экскурсовода», ещё прошли по селу. Побывали в трёх магазинах вдоль главной дороги. Спиртное в них не продавалось, были обычные продукты, женщины-продавщицы - в платочках. Был, объективно скажу, обнаружен и уголок «харама» -- магазинчик со спиртным, пристроенный к какому-то «бильярдному залу». Говорят, что ещё в супермаркете «Магнит» есть питейный уголок, но мы туда не заходили. Но хорошо, что не является тут спиртное основным продуктом. Азан громко раздавался над селом. Поздно вечером из одной из мечетей, через репродуктор, разносилась некая проповедь, суть которой я не уяснил - она была на татарском языке. В пятницу молитву производят (как говорят) сразу во всех одиннадцати мечетях, и все большей частью наполнены (но не переполнены). Женский отсек, кстати, обнаружен, но не во всех мечетях.

Интересно, не злодействуют ли тут какие-нибудь менты? Имам одной из мечетей сообщил нам, что да бывало, что приезжали в село представители спецслужб, забирали некоторых имамов и конфисковали литературу, но потом всё вернули (и задержанных, и книги) и извинились перед населением - ничего противозаконного в мусульманском селе не было найдено.

Ещё интересно, не происходит ли в селе каких-нибудь разногласий (фитны), на почве «Мы из мечети №5, а вы неправильные, из мечети №6»? Это любопытно, но выяснять это мы не стали, расскажет кто-нибудь и сам нам об этом.



















Много ящичков для пожертвований






о многих мечетях есть учебные классы




Говорят, самый высокий минарет в Пензенской обл.







.




















А каковы же другие селения, Верхняя Елюзань и Нижняя Елюзань? По словам, Нижняя Елюзань вовсе не является такой процветающей, потому что находится на главной автотрассе М5, население там смешанное - половина татары, половина русские, и занимаются там пьянством. Опять же со слов, -- многие люди там ежегодно гибнут, кто от пьяной драки, кто от ДТП, а проверить это мы не успели, холодно было туда ездить. Что же касается Верхней Елюзани, там дела получше, хотя село не такое большое и процветающее, как Средняя Елюзань. Русские сёла и деревни сильно хуже выглядят, чем Елюзань, вот до чего доводит многих людей на Руси пьянство.

Заночевали мы в этом банкетном зале, а после утренней молитвы Жиганша завёл свою маршрутку и поехал в Пензу обратно, и нас забрал тоже. Мы с Алексеем очень довольны. Интересно будет приехать ещё раз, например во время месяца поста Рамадан - говорят, тут большинство людей соблюдают пост, и тем более не встретишь едящего, пьющего или курящего на улице. Вот и посмотрим.

Посещение Средней Елюзани будет полезно каждому, кто интересуется а) российским исламом, б) татарской культурой, в) сельским хозяйством, г) как могли бы жить в сёлах на Руси, кабы не пристрастие к бутылке.

Средняя Елюзань

Previous post
Up