Пограничный конфуз

Sep 16, 2016 10:12

  Эту историю мне рассказал один немолодой лётчик гражданской авиации. Мужчина пенсионного возраста, но ещё в строю, был пилотом вертолёта МИ-8 и совершал рейсовые перелёты по маршрутам между городами и посёлками Чукотки. Пользуясь случаем, отмечу что комфортом такие полёты не отличаются, для не подготовленного человека непрекращающаяся тряска, постоянные наборы высоты и снижения, жара и запах авиационного топлива способны обернуться тошнотой и недомоганием. Занять себя во время полёта чем-нибудь или просто сконцентрировать внимание на чём-либо едва ли возможно, а более чем двухчасовой перелёт способен обернуться в пытку, особенно, если салон будет переполнен. И справедливости ради надо сказать, что так было не всегда. Непомерная жадность новых хозяев бывшего авиаотряда, экономия на обслуживании вертолётов, перебои с комплектующими сделали своё дело. Авиапарк передовой в своё время техники, доставшейся в наследство Советского Союза, за эпоху ”светлого” капиталистического настоящего превратился из последнего слова вертолётостроения в пяток летающих тракторов, которых в воздухе удерживал разве что святой дух. Но герой нашего рассказа - человек советской закалки и, неискушённый удобствами, привык выполнять свою работу на совесть в любых условиях.
  И вот, в один из своих трудовых будней пилот вертолёта, выполняя рейс из Анадыри в удалённый посёлок приграничной зоны, на втором часу полёта заметил в прибрежном районе Берингова моря подводную лодку, идущую в сторону Камчатки. Субмарина шла в надводном положении, была без опознавательных знаков, флагов и в сопровождении двух эсминцев, так же шедших без какой бы то ни было символики. С высоты тысячи метров, да в условиях полёта МИ-8, разглядеть доподлинно принадлежность судна не смог даже наш видавший виды лётчик. Что, уж, говорить, иной бы и подлодки мог бы не заметить, не говоря уже о каких-то флагах, а нашему герою ещё и машиной управлять надо, а не просто в окно глазеть. Столь непривычная и странная картина терзала пилота, но ни снизить высоту, ни зайти кругом над неопознанной флотилией он не мог, так рисковать было нельзя. Совершив приземление в конечном пункте, лётчик решил сообщить об увиденном сотрудникам погранслужбы, которые как дети вокруг Деда Мороза начинают кучковаться перед приземлившимся вертолётом и требовать у пассажиров документы, позволяющие пересекать зону приграничного контроля. К одному из людей в погонах пилот подошёл и сообщил, дескать там-то и там-то видел то-то и то-то. Пограничник с лицом человека и мышлением прапорщика остолбенел, потому что не знал, что делать в такой ситуации. Никакой инструкции на данный счёт написано не было, а его основными были всего две функции: пущать, или не пущать. Постояв в ступоре с полминуты и промямлив нечто невнятное, зелёный человечек отпустил с миром нашего пилота, сказав, что передаст всё начальству. Ни спросить точные координаты, ни уточнить какие бы то ни было другие подробности, ни даже сходить к начальству с лётчиком пограничник не додумался.
  Герой нашего рассказа исполненный чувства выполненного гражданского долга уже почивал в гостинице для лётного состава. Оставив мысли об увиденном, и занимаясь личными делами, лётчик оказался потревожен внезапным стуком в дверь. На пороге стоял тот самый пограничник, взмыленный, с ошалевшими глазами и тяжёлым дыханием. Со словами: «Срочно!..Там!..Вас!..» он забрал лётчика с собой. Уже в управлении погранслужбы пилот рассказывал местному начальнику в подробностях что конкретно и где он видел, отмечая сказанное на большой карте. Ни о каких плановых перемещениях нашего флота или учениях в этом районе офицер уведомлён не был, в связи с чем начал изрядно нервничать. Но дабы не поднимать паники раньше времени решил воспользоваться личными каналами связи чтобы прояснить ситуацию. Тем не менее результатов это не принесло, собеседник главного местного пограничника так же не подтвердил запланированного присутствия в этом районе русских военных судов. Мысль о том, что враг бороздит границы нашей необъятной Родины в зоне его ответственности до холодного пота пугала офицера. Он не знал, что делать; то ли самим проводить операцию по задержанию двух эсминцев подводной лодки, то ли звонить начальству и выяснять ситуацию по официальной линии, тем самым расписываясь в собственной некомпетентности, и тогда не сносить ему головы, т.е. погон. Но для человека служащего ценность последних порой превосходит ценность первых. После недолгих раздумий главный пограничник принял решение побороться за своё честное имя, и своими силами справиться с ситуацией. Было принято решение поднять в воздух два вертолёта и параллельно продолжить по личным каналам добывать информацию об инциденте. Ведь в лучшем случае они проявили доблестную бдительность, а в худшем… Впрочем, об этом болела голова только у начальника погранслужбы.
  Забегая вперёд скажу сразу, что это оказались суда отечественных ВМС. Но шума эта история наделала много. С каждым новым звонком очередному знакомому главного пограничника история обрастала новыми подробностями. Из-за неизбежной утечки информации, в местный пункт погранслужбы начали звонить уже из центра, и тоже «неофициально». Начальник службы из человека, карьера которого висит на волоске в считанные минуты превратился в заочного лауреата Ордена Мужества. В Анадыре знающие люди готовили пресс-релизы о задержании американской флотилии. И, всё это происходило настолько стремительно, что казалось, вот-вот лопнет эта информационная бомба, и далее этот случай, ещё не получив развязки, станет достоянием общественности. Но так не произошло. Выяснилось, что, то ли военные не сообщили пограничникам о плановом перемещении, то ли пограничники этот вопрос прошляпили, это уже было не столь важно. Важно, что граница нашей Родины осталась на замке. А ключи от этого замка подобрал и вернул на место лётчик гражданской авиации Виктор Б.

пограничники, граница, рассказы, Авиация

Previous post Next post
Up