...в 1937-м Карелию накрыла волна «большого террора». Всего в 1937-38 гг. в республике было репрессировано от 8605 до 11341 человек, из которых 4688 человек были финнами (при том, что они составляли около 3% населения республики). При этом, выделенный центром «лимит» на аресты составлял «всего» 3700 человек. Таким образом, карельские «чекисты» в два-три раза (!) «перевыполнили план» по репрессиям. Из арестованных финнов было расстреляно по разным данным от 85 до 90%. Были казнены крупнейшие деятели КПФ и руководители КАССР Г. Ровио, Э. Гюллинг и др. Впрочем, у арестованного карела шансы выжить были не многим выше. «Высшей мере социальной защиты» подверглись 88% арестованных карел. Всего же в республике с лета 1937 до осени 1938-го было расстреляно 7348 человек...
http://slon-76.livejournal.com/ Для сравнения: Как сообщает РИА Новости, по сравнению с переписью 2002 года население Карелии сократилось на 71 тысячу человек, сейчас в регионе проживает менее 646 тысяч жителей.
Действительно, во время репрессий огромное количество людей прострадали невинно, - говорит Сергей Веригин. - Но среди репрессированных были и разведчики, и агенты, и осведомители. Карелы, финны, ингерманландцы ходили из Финляндии через границу и добывали сведения. По нашим данным, насчитывается около 200 таких ходоков. В книге мы не приводим их фамилии (только инициалы), чтобы не нанести моральной травмы их родным. Мы называем лишь фамилии, которые уже были обнародованы либо в Финляндии, либо в России.
...Не менее легендарный финский разведчик - Иван Романов. Он родился в Реболах в Муезерском районе, служил в русской армии, принимал участие в Первой мировой войне, был в охране императора. Революцию Романов, кавалер трех орденов, встретил в госпитале. Приехал в Реболы, где его выбрали волостным старостой. Когда пришли финны, он сразу стал им помогать в создании местных органов власти. Финны ушли, а он с семьей остался. Советский суд приговорил его за шпионаж к пяти годам лишения свободы. Отбыв наказание, Иван вернулся в Реболы, откуда нелегально бежал в Финляндию. И с конца 20-х годов Романов стал тесно работать с финской разведкой. Он неоднократно совершал ходки в Муезерский район, а в 41-м году, накануне войны, совершил диверсию на территории своей родной деревни - сжег 4 скирды сена. Диверсия по нынешним меркам смехотворная, но стоит вспомнить, какое тогда было нелегкое время!
Во время Великой Отечественной войны Романов занимал пост начальника концлагеря в Колосозере. Позже, боясь, что его привлекут к ответственности, бежал в Швецию из Финляндии. Только в 50-х годах вернулся в Финляндию. И, видимо, никак не ожидал, что в 90-х, во время массовой реабилитации, ему в России вернут "доброе" имя. Активного финского разведчика волею карельской прокуратуры реабилитировали...
http://www.rep.ru/daily/2004/10/06/9160/