Товарищ Коммари, рассуждая об Ахмадулиной, пишет:
"Все мы тоже помрем и вся наша жизнь - с ее ЖЖ-постингами, какие бы мега они не были - будет весьма быстро забыта - кроме небольшой группы людей - друзей, родственников, приятелей, товарищей по партии, а вот их - книги, песни, стихи, фильмы - всех этих окуджав, вознесенских, ахмадуллиных будут помнить и через сто лет.
Потому что культура - такая странная штука - что можно быть полным гадиной - а писать хорошие стихи. Или рисовать чудные картины.
Не объясняет этот странный феномен ни мое любимое Единственно Правильное Учение, ни бихевиоризм, ни даже гештальтанализ.... -
kommari.livejournal.com/ Думаю, что он неправ. Хотя вопрос есть. Как можно быть например, прости Господи, Марком Захаровым - о одновременно снимать такие великолепные фильмы? Можно. Просто эти деятели выполняют некий неосознанный ими самими социальный заказ. А тогда заказ был на ХОРОШЕЕ. Как он исчез, так кроме кучки дерьма захаровы с рязановыми ничего произвести не могут.
Как стандартный пример, вспоминается Марина Цветаева. Ее сборник "Лебединый стан", посвященный белым. Там есть одно стихотворение об офицере. О белом офицере, как она думала. В примечании говорится, что красной Москве люди воспринимали его как стихотворение о красном офицере.
Однако каково же было ее удивление, когда она узнала, что и за линией фронта, в стане белых, тоже почему-то решили, что это написано о красных.
Как видим, автор не всегда волен в своих предпочтениях...
Есть в стане моем - офицерская прямость,
Есть в ребрах моих - офицерская честь.
На всякую муку иду не упрямясь:
Терпенье солдатское есть!
Как будто когда-то прикладом и сталью
Мне выправили этот шаг.
Недаром, недаром черкесская талья
И тесный ремённый кушак.
А зорю заслышу - Отец ты мой родный! -
Хоть райские - штурмом - врата!
Как будто нарочно для сумки походной -
Раскинутых плеч широта.
Всё может - какой инвалид ошалелый
Над люлькой мне песенку спел...
И что-то от этого дня - уцелело:
Я слово беру - на прицел!
И так мое сердце над Рэ-сэ-фэ-сэром
Скрежещет - корми-не корми! -
Как будто сама я была офицером
В Октябрьские смертные дни.
Сентябрь 1920
(NB! Эти стихи в Москве назывались «про красного офицера»,
и я полтора года с неизменным громким успехом
читала их на каждом выступлении
по неизменному вызову курсантов.)