Республика банкрот?

May 21, 2010 12:00


К 90-летнему юбилею Карелии на горизонте забрезжила финансовая «долговая яма». С праздником.

Депутаты парламента Карелии рассмотрели и проголосовали вчера за внесение изменений в бюджет республики на текущий год. Хотя острого обсуждения тема эта на сессии Законодательного собрания и не вызвала, разве что чуть обеспокоил членов правительства недоумёнными вопросами депутат Александр Степанов (фракция КПРФ), но  существо выявленной финансовой проблемы в самом деле пугает своей надвигающейся угрозой. В действующем республиканском законе о бюджете фиксируется, что в 2010 году в Карелию по разным каналам поступит доходов на сумму 18,6 миллиардов рублей. Поскольку депутаты ЗС РК изначально установили большую сумму трат (20,3 млрд. руб.), то бюджет был принят дефицитным.

Спустя полгода с момента принятия бюджета возникает необходимость внести в него коррективы. Что предлагается? На 1,2 миллиарда увеличить доходную часть бюджета и на 2,8 миллиарда - расходную. Фактически дефицит бюджета увеличивается вдвое: с 1,7 млрд. до 3,3 млрд. рублей. Ситуация, прямо скажем, аховая. Республика со своим дефицитным бюджетом валится, образно говоря, в долговую яму. Потому вопрос, заданный депутатом А. Степановым, более чем справедливый: за счет чего Карелия намеревается выживать, где наши источники доходов? При этом он напомнил, что на 250 миллионов рублей возрастает сумма кредитных займов республики, которые нужно будет отдавать. За счет чего? А. Степанов с сомнением отнёсся к прогнозному показателю, предложенному правительством, которое рассчитывает что в текущем году сможет реализовать имущества и собственности на полтора миллиарда рублей. Откуда возникла такая цифра, спросил А. Степанов.

На первую часть его вопросов отвечал министр финансов Карелии Сергей Михайлов, предложивший не бояться жизни в долг, поскольку вон, мол, у процветающей Америки долг вообще в три раза больше бюджета страны, и ничего, вполне успешно развивается страна. Министру, видимо, аргумент такой показался достаточным, потому как далее свою мысль он не стал развивать.

На вопрос об ожидаемых доходах от продажи госимущества отвечал уже министр природных ресурсов Марк Орлов. Ему тоже не понравился скепсис А. Степанова, который не верит в скрытые финансовые резервы республики. И он даже намекнул, что некие депутаты, фамилий злоумышленников, правда, не назвал, препятствуют реализации программы приватизации государственного имущества. Однако дело тут всё же не в депутатах. Предположим даже, что кто-то из них и зря не верит на слово члену правительства. Но таких неверующих тоже надо понять, дело в том, что сравнительно недавно, в марте всего лишь, с той же самой парламентской трибуны обращался к депутатам с посланием и глава Карелии Сергей Катанандов, который и ввёл в сомнение Степанова с его коллегами по Законодательному   собранию. Именно губернатор заявил, что имеющиеся ещё пока в руках правительства (государства) имущество и пакеты акций предприятий не находят покупателей. С. Катанандов не скрывал, что и хотели б, дескать, уже продать, но некому. Однако министр Марк Орлов, напротив, полон оптимизма, которым он почему-то не делится со своим работодателем.

Откуда возьмутся «плановые» 1,5 миллиарда рублей для покрытия дефицита бюджета и уже распределенные, к слову сказать, по расходным статьям бюджета на вторую половину года? Авторы не скрывают, что рассчитывают продать госпакет акций акционерного общества «Кондопога» (ЦБК) и доли в уставном капитале санатория «Марциальные  воды», принадлежащие республике.

Карелия перегружена государственным долгом, который уже вышел далеко за 6 миллиардов рублей (это треть годового бюджета республики). Долговые обязательства по кредитным  соглашениям и договорам растут очень быстро. А так как чем больше мы берём в долг, тем больше нам и не хватает, то снежный ком разгоняется с горы. Кто будет долг отдавать, спрашивал на сессии А. Степанов, услышав от министра финансов С. Михайлова твёрдое: мы, читайте - правительство Карелии. Но где те закрома, куда руку можно запустить?

От того в головах руководящих лиц республики бешено пульсирует мысль: продать - продать - продать. Еще нет оценки акций принадлежащих государству, еще нет покупателей на эти акции, еще нет законодательно оформленного пути реализации акций, как в случае с Кондопожским ЦБК, а уже есть в справке 1,5 миллиарда ожидаемой выручки. И на эти деньги, повторимся, уже запланированы расходы, прежде всего исполнения социальных обязательств перед населением. А если к ноябрю выяснится, что приватизационные планы не исполнены? Что тогда?

Сергею Катанандову нужно удержаться (продержаться) любым способом. Неумолимо близятся дни, когда будет решаться его губернаторская судьба. И в его активе всё меньше плюсов и напротив разрастаются минусы: тотальное недоверие жителей Карелии к нему, и соответственно к его правительству, галопирующий долг, растущий дефицит бюджета. Главным финансовым источником Карелии стал праздник 90-летия республики, под который выделено 3,3 миллиарда рублей (прежде всего федеральных денег), благодаря чему и стали решатся какие-то замороженные строительные проекты. Праздник пройдёт, финансовая головная боль останется.

Анатолий Цыганков, политика.карелия.ру
полностью здесь - politika-karelia.ru/

про меня, карельская политика

Previous post Next post
Up