Это продолжение
Части 1, из которой можно понять, что:
1. После первого же перехода решил для себя, что не отношусь к классу верблюдов-скороходов.
2. В одном из встречных авто (как показалось) сказали: "Вот видишь, сынок! Будешь плохо учиться - тоже будешь пешком ходить" )
3. Вороника (она же водяника и медвежья) - мировая ягода, которую постоянно топтал ногами. А ведь можно было варенье сварить, или вино.
Но продолжим путешествие!
8 июня - 25,4 км. Первое правило должно было звучать: "Будь здесь и сейчас".
Вчера обновил когнитивную модель и изменил маршрут - оказался у легендарного хребта Муста-Тунтури. Это гранитные горы с крутыми уступами, поднимающиеся до высоты 262 метра. Сам перешеек, на котором располагались советская линия обороны, имеет длину 5 километров 520 метров. И только тут до меня дошло, что нужно было взять компактный бинокль! Дабы не выдавать желаемое за действительное.
У северного подножия хребта есть небольшой поселок, а в нём домик - Музей Обороны. К сожалению, Юрий Александрович - его хранитель - должен был приехать только через два дня. Немножко поодаль, на возвышении, стоит памятный обелиск, за ним новая часовня, а слева...
.. кладбище. Поисковые группы в 1975-2009 годах обнаруживали останки солдат и предавали их земле на этом огороженном участке. Где-то 2, где-то сразу 67..
Вид на север (это и есть полуостров Средний). Хорошо виден сам посёлок, озеро, сеть дорог. Там внизу были наши позиции.
А здесь, наверху, были немцы. На фото - вид на губу Кутовую (на восток). Сегодня весь день пасмурно, что немного скрадывает перспективу.
Не лучшее место для селфи - повсюду ржавые патроны и гильзы, колючая проволока, огневые точки. От сильного северо-восточного ветра защищаюсь специальной одеждой BASK. Этот костюм (куртка+штаны) вместе с жилетом на утеплителе Primaloft One очень выручили меня в походе. Сколько бы раз не застегивал грязный пояс рюкзака, низ куртки оставался всё таким же чистым, как в первый раз. Два дня подряд это была основная ходовая одежда.
Панорама с хребта (кликабельно). Наступили хмурые дни, но даже в них есть свое очарование.
Обратная дорога дается легко. Рюкзак уже совсем не чувствуется, ноги сами просятся в путь. Знакомые пейзажи, однако от этого они не стали менее впечатляющими.
И снова перевал. Только на этот раз Шеви Нива, которая обогнала меня на подъеме, пытается вытащить УАЗ на материк (в машинах семьи с детьми из поселка-музея). Хм.. В другой раз точно такая же ситуация будет на следующем снежном участке, где я их догоню.
Для прикола решил выпить ампулу гуараны (25 мл Guarana Liquid), а ничего сверхъестественного не произошло. Ноги как шли, так и шли, а руки как махали палками, так и продолжали махать. Однако спускаться становилось все легче и легче. Это же дорога домой.
У беседки меня догнали два "туриста" на мотоциклах класса "эндуро". Приехали, вскипятили воду на складной печке типа Esbit, попили чай, заправились и уехали. Еще утром они были у маяка (мыс Немецкий), а к ночи один из них должен быть в Мурманске. От предложенных по традиции в этом месте 50 грамм ("пьяный ручей") отказались. Ок! Удачной дороги, парни! Я же, не спеша собравшись, решил посетить деревню Новая Титовка. Однако получил полное разочарование - моста на тот берег уже нет! Есть только куча машин из разных регионов, но это не то.. совсем не то.
Предпоследний лагерь №4 был поставлен на берегу реки далеко за полночь. Это когда в моральных и физических силах загорается красная лампочка. Типа "всё, хорош!".
Автопилот помог поставить палатку, расстелить в ней коврик, вытряхнуть из чехла спальник и уложить рядом рюкзак. Это уже утреннее фото.
9 июня - 8 км. "Не стоит предполагать, что если тебе что-то хорошо удается, то тебе удастся всё".
Сегодня устроил днёвку. Торопиться некуда и самое трудное позади, а значит можно просто посидеть на берегу, полюбоваться скалами, рекой и июньским спокойствием. В этот день хорошенько выспался и только в 16 часов был у кафе Титовка. На термометре у входа +10 градусов.
Сходил специально, чтобы узнать расписание маршруток, съесть пару пирожков, пригубить баночку холодного пива. На заднем плане - исторические экспонаты дорожников - асфальтоукладчик, каток, грузовик и что-то еще этакое. Почти все проезжающие автомобили сворачивают сюда на чашку кофе. Среди посетителей есть норвежцы. Были авто из Псковской, Курской, Московской областей. Также видел военных и просто людей в камуфляже. Просто сидел и смотрел. Кафе работает почти 24 часа.
Нет, ну Вы только посмотрите на эту политкорректную карту! Ни хребта, ни полуостровов как будто нет в природе! Возмутительно!
В поисках места для ночлега вышел на это колючее ограждение (оно между дорогой и рекой). Шах и мат, автолюбители!
Здесь бегают зайцы, но "границу" им не перейти :) Всё цело, как будто вчера сделано.
Залюбовался холмом и решил остаться здесь до утра.
На этом месте (10 сентября 1948 года) личным составом 3-й стрелковой роты была введена в строй гидроэлектростанция. Как видим - не надолго..
Здесь образовался не широкий, но очень шумный водопад. Парочка местных пришла сфотографироваться на его фоне.
Весь поход таскал с собой вот
эту штуку. И наконец-то пригодилась! Пока будет Солнце - все электронные устройства будут работать. Это же автономный выход. Вчера заменил комплект батареек в навигаторе Garmin, сегодня подзарядил оба сотовых телефона.
В тихой заводи впервые расчехлил удочку и закинул крючок с наживкой (даже не спрашивайте про неё!). Рыба (если они и была) смеялась вместе со мною... минут 30. На большее меня не хватило. Еще раз прочитал книгу Михаила Григорьевича Орешата
"Осиротевшие берега" - чудесное повествование о истории этого края. Уснул в ожидании чуда или гостей. Хотелось с кем-нибудь просто пообщаться ) Но не судьба, все авто едут в Новую Титовку на рыбалку и тащат на прицепах свои лодки.
10 июня - 2 км. "Только дома можно оценить то, как это было. Но не долго."
Последний день похода - сегодня на поезд и домой! Пришло время возвращаться в мир больших зданий, шумного транспорта и серьезных людей. В 7:30 солнце нагрело палатку так, что пришлось делать ранние сборы. Утренний чай, залпом два стакана. Сегодня в планах прогулка по Мурманску.
Это было самое настоящее утро в моей жизни! Всего два километра пешком до автобусной остановки и сразу же маршрутка (в 10:45), в которой оказалось одно свободное место. Кидаю вещи сзади и проваливаюсь в сон на 1,5 часа.
Мурманск встретил криком чаек и чудесной погодой. Делаю небольшой перекус в Макдоналдс и оставляю рюкзак у нового знакомого до вечера.
Город еще очень молод - 100 лет ему будет только через 2 года. Буквально "вчера в этих вагонах была рыба", а сегодня уже уголь, отгружаемый на импорт в морском порту. Многие семьи знают, как воспитывать детей, когда глава семейства находится по 3, а то и 9 месяцев на работе. И многие так выросли.
Атомный ледокол "Ленин" отслужил своё 25 лет назад и сегодня является музеем. Но в городе есть еще один музей - Мурманский областной краеведческий музей. Вход всего 100 рублей и если Вы не против скрипучего паркета, то советую посетить. Здесь целых четыре этажа истории края, на которых можно увидеть чучела животного и растительного мира, минералы, узнать историю местных народов, ознакомиться с дореволюционным, военным и послевоенным периодами. Подвигом, растраченным сегодня..
На обратном пути было 5 часов свободного времени в Москве. Посетил ТРК «СпортEX», в котором ("День Сурка-а-а", привет!) купил дочери куртку Marmot и кое-что из посуды GSI. Но в целом комплекс произвел удручающее впечатление. т.к. много пространства использовано не рационально, а торговые площади компактны. Но бесплатный автобус рулит! )
По иронии судьбы вот такая была обложка у журнала, который оказался на столике в моем купе поезда "Москва-Ижевск". Это явный знак!
Итоги и выводы
Снаряжение: палатка Nordisk, спальник и коврик Mammut, рюкзак Tatonka - всё доказало свою "живучесть" и полезность в летнем Заполярье. Простите, пригодность.
Одежда: принцип "ничего лишнего" сработал на 100%. Ветрозащитная одежда BASK и другая ходовая/запасная понадобилась вся. Целиком и полностью. Хоть и лето.
Обувь: Lowa, это круто, что ты делаешь такие ботинки. Просто здорово! Намокали снаружи в ручьях и сохли прямо на глазах.
Кухня: идеальное сочетание для одного (и даже двоих) - это АльпинПот и титановый котелок (у меня был Fire Maple) объемом 0,75 л. В первом вода закипает, а во втором заваривается и поедается сублимат. Одного стандартного газового баллона хватило чтобы и чаи/кофе погонять, и обеды наварить. В итоге осталась где-то больше половины. За всё время съел 8 различных сублимированных блюд Гала-Гала, 2 банки тушенки, 1 пакетик риса и чуть специй. Мой отзыв Вы знаете.
Мелочи: фонарь в Полярный день не нужен, тчк. Пила тоже не пригодилась, т.к. костров не делал, хотя было из чего. Опасных для человека животных здесь нет, поэтому фальшфейер оставил дома. Из аптечки пригодилась мазь БороПлюс, когда натёр ногу тапочком в поезде. Garmin сам записывал трек, на длительных остановках его просто выключал. Палки BD помогали в трудные минуты. Всё.
Транспорт: Если Вы никуда не торопитесь и полны решимости, то можете поступить также - пройтись где-нибудь здесь пешком. А если есть возможность, то идеальным транспортом можно считать велосипед, квадроцикл и мотоцикл эндуро. Автомобиль? Резистентно..
Спасибо: Большая благодарность
zapolarnik (Алексей, рыба была безумно вкусной!),
tolyas83 за советы и
Олегу Чегодаеву за отчёт о велопоходе, а также всем друзьям в ЖЖ. Благодаря Вам всё прошло как надо, а не иначе. Спасибо моей жене Насте.
Полезная информация и фото с мегавелопохода в 2014 году от
vorobieva_t -
часть 1,
часть 2. Крутые перцы!
PS: В точке с координатами N69°36'10.30" и E31°59'49.10" оставлен
сувенир. Употребить по своему усмотрению. На фото - место закладки. Белый кролик камешек подскажет точное место.. UPD - сувенир найден.
Удачи!