На снегоступах в Териберку. Отчет.

Mar 27, 2016 17:36

Все началось довольно символично - в день работников геодезии и картографии. 13 марта после полуночи мы - Михаил, Илья, Артем и я - погрузились в фирменный поезд "Арктика" и кое-как распихав своё барахло по купе, дали старт экспедиции "Школа Иглу TROLSS". Но Мурманск был только промежуточной целью, главной же была Териберка, до которой планировали дойти на снегоступах..


Ночное фото от Ильи. Белые точки - звёзды.

Дело было вечером - делать было нечего. Михаил готовит новые волокуши к работе, остальные томятся в ожидании приключений.



Дорожная карта восточной части Мурманской области. Дорог почти нет, а зимой-весной их еще и заметает так, что движение могут закрыть на сутки и больше.



Юра забросил нас до 81 км - развилка на Териберку и Туманный. Фото на память и в ступы!



На заднем плане транспорт киношников. Опять что-то снимают про Чукотку на Кольском, гы. Кстати, скоро выйдет в прокат кино "Дуэлянт".



В первый день была отличная погода. Почти сразу нашли очень плотный снег под небольшим слоем "плохого" и начали строить первое иглу. Качественный снежный материал - главный фактор в иглустроении. На четвёртом витке начались проблемы - блоки не держались, ломались, купол не сводился. К вечеру ветер усилился. Было решено ставить палатку и ночевать в ней. Вот это теснота была :)



Весь карьер глубиной до 1,2 метра засыпало снегом за одну ночь. Выпиливать блоки обычной пилой было одно удовольствие. Как пенопласт.



На второй день приступили к строительству одноместного (для фотографа) иглу, а к вечеру закончили первое. Где потом и ночевали, собственно. Илья угощал всех кокосом, забавно было есть его в белой мгле. Не обошлось без потерь - мощным порывом унесло точку (пенка для сидения) и дождевик с рюкзака Ильи. Если что-то улетатет, то уже без возврата. Поэтому всё, особенно верхонки и перчатки, нужно хорошо привязывать или класть в карман анорака, а не на снег.
Красно-черные бахилы Баск были у троих, я же ходил в гамашах Freetime, у которых на третий день разошлась молния, но благодаря липучке они могли "работать" и дальше. У каждого были утепленные верхонки Баск - отменная вещь для таких работ!!



Внутри большого иглу просторно, относительно светло и тепло (+4..+8). Постоянно дующий ветер за ночь выбил льдинками слабые места - швы, кое-где образовались сквозные отверстия. Вчетвером пережидали непогоду весь день 16 марта. Готовили еду внутри, иногда вылазили пофотографироваться и размять ноги, которые у меня в первый и последний раз подмерзли за весь выход.



Крыша белого жилища. Для первого раза очень даже неплохо. Теперь хоть принцип понятен. Жить и спать в иглу комфортнее, чем в палатке. На пол мы постелили Tyvek, воду для сублиматов и чая топили из снежных блоков, которые были приготовлены заранее. Просто берешь длинный хлеборезный нож из Икеи и отрезаешь сколько тебе надо. Офигенно.



Ночью ветер шумел так, что казалось сейчас снесёт половину купола и за одно прихватит нас с Артемом. Обе ночи в иглу спалось не важно, странные сны и частое пробуждение, и 17 марта, не смотря на плохую погоду, решили валить с этого места.
Наш молодой, весёлый, талантливый фотограф Илья Ордовский-Танаевский. Скоро Вы узнаете!



Рельеф местами холмистый, с абсолютными высотами на маршруте от 170 до 290 м. На снегоступах по весеннему насту идти приятно, но медленнее, чем на лыжах.
В этот день мы не нашли подходящий для иглу снег и ночевали в палатке. Ужин готовили в её тамбуре, а ели внутри.



18 марта вышли на мурманскую дорогу и удивились её состоянию. С 16 по 20 марта она была официально закрыта, но мы об этом еще не знали.. Погода не баловала - метель налетала волнами с периодичностью 20-30 минут, что сильно мешало ориентироваться в пространстве и времени - очки забивало снегом и дыханием, видимость 10-15 метров. Низовая сменялась полной снежной мглой, а потом наступало кратковременное затишье. Жуть на видео от Ильи.
У дорожного знака "20-й км" встретили два "шнека" и УАЗик дорожников со сменой. Большая удача, что после дипломатических переговоров с Михаилом они согласились подбросить нас до Териберки. Испытания закончены, началась познавательная часть экспедициии.



Дорожники привезли нас в гостиницу на рыбзаводе. За 1000 рублей с человека нам выделили 4-х местный номер с душем, туалетом и завтраком. Магазин близко - на проходной. На следующий день появились проблемы со связью (МТС не работал из-за молнии, а Мегафон был только у Артема), водой и электричеством. Последнее частично решилось, когда поставили и запустили генератор.



19 марта нагуляли по двум Териберкам чуть больше 10 км. До маяка решили не ходить - далеко и дорого.



Вид на губу Лодейную. Вода здесь не замерзает. Средняя величина прилива 4 метра.



Дорога на посёлок Лодейное (Новая Териберка) из "трубы". Вон там, ниже сотовой вышки, наша гостиница. А где-то здесь есть замерзший водопад для ледолазания.



Кладбище кораблей и Ярин в куртке Баск Valdez V2 с утеплителем Shelter Sport разговаривает по спутниковому телефону. Место с историей.



Просто селфи. Без хороших очков Julbo и баффа с флисом всё было бы печально с таким ветром и солнцем.



Новые домики базы отдыха "Териберский берег" готовы к проживанию за 1,5 тыс. рублей с человека. На заметку.



Песчаный пляж ранней весной выглядит сюрреалистично. Ну чем не Индия? ;)



Новый ресторан на побережье. Интересный интерьер, шикарный панорамный вид на Баренцево море, вкусный обед за 660 рублей с человека.. упс. Картофель фри с овощами и рыбой, хлеб, баночка пива.



Транспорт
До Мурманска спокойно добрались в купе фирменного поезда "Арктика". Заброска и эвакуация из Териберки проходила на УАЗике Юрия Чумакова из группы Заброска51. Обратно билеты не брали, купили плацкарт уже в Мурманске через сайт tutu.ru. Из-за закрытой дороги группа кайтеров вернулась в гостиницу, а их авиабилеты сгорели. Сюда ходит рейсовый автобус №241 за 330 рублей, но не совсем понятно - каждый день или через день.

Питание
Утром топили снег и заваривали сублимированные рисовые и гречневые каши Гала-Гала с добавкой джема, омлеты, натуральный кофе. В течение дня были перекусы (сухофрукты, орехи, козинаки, конфеты) с чаем из 2-х термосов. С чаем экспериментировали - заваривали разные травы, иногда с имбирем и обычным чаем. Вечером полноценный ужин из 3-х пакетов сублиматов на человека (150 рублей!), а также колбаса, сыр, сало. В очередной раз уяснил для себя, что сублиматы Гала-Гала еще далеки от совершенства. И ведь сколько лет..

Проживание
Две ночи провели в иглу и две в палатке. В самой Териберке двое суток жили в большой гостинице на территории рыбзавода. На втором этаже весной регулярно живут кайтеры из "Kiteclass". В Мурманске одну ночь провели в хостеле "Три зайца" за 650 р. с человека. Есть wi-fi, кухня, до ж/д вокзала 800 метров по прямой.

Одежда и снаряжение.
Главная фишка заключалась в анораке Fjallraven №8, который шведы специально придумали для таких вот путешествий. Отработал на 100%, особенно капюшон. Если местами и намокал от влажного снега, то быстро высыхал в дороге. Первые два дня на мне были только утепленные штаны, верх - термуха Craft, легкая флиска и анорак. Зимные перчатки Salomon с Gore, шапка Satila, ботинки Salomon B52 с гамашами. Чуть позже надел термбелье-кальсоны и ходовую куртку Баск под анорак. Вечером заменял утепление на лёгкую пуховку Баск. Перчатки и стельки хорошо высыхали в спальнике за ночь. Сам спальник местами намок снаружи, но оставался сухим внутри.
Рюкзак на 70 литров мне предоставил Михаил. В палатке и иглу использовали подстилку Tyvek. Палки BD с кольцами, лопата Pieps, снегоступы Big foot 76 от TRACK, спальник Mammut с синтетическим утеплителем (!), навигатор Garmin Etrex20 записывал каждый шаг, ИСПП Kovea для кипячения воды использовалась пару раз, очки Julbo Tensing от ветра и солнца, титановый котелок FM объемом 0,5 л с ручками и крышкой, термокружка и две ложки.
Отдельно нужно сказать про волокуши. Их было две - одни маленькие у Ильи для его фотооборудования и еды, другие побольше для общественного снаряжения (палатка, кухня, пилы, лопата) и всей еды в гермомешке. На старте они были тяжелые, тащили по очереди.

А это мы уже в Мурманске едим вкусную пиццу местного производства за час до отправления поезда. Мы о ней весь поход думали.



Вся экспедиция с дорогой по дням.


Весь маршрут на космическом снимке.



И о погоде. Она была.. сильно мело, короче. Порывы до 25 м/с.


Обязательно вернусь в этот чудесный край летом с дочерью. На водопады надо посмотреть.

2016, Ярин, личное, Кольский, путешествие, training-route, оптимизм

Previous post Next post
Up