Nov 13, 2010 09:46
В принципе, честный либерализм постулируется на одной простой вещи, проистекающей из прочих демократических свобод - человек имеет право владеть частной собственностью и извлекать из нее прибыль. Действительно, имеет право. Только надо все время уточнять - какой собственностью и какую прибыль? Вопрос размера и вопрос эксплуатации человека человеком. Имеет ли право один человек силой или хитростью заставить другого человека отдавать ему часть результатов своего труда? Либералы считают, что да, поскольку мир не совершенен, и современный способ производства требует поступать именно так. Однако ни один либерал не сможет отрицать такой простой вещи: все, что имеет начало, имеет и конец. И это касается в том числе и буржуазного общества, капитализма и свойственного ему способа общественного производства. Рабовладение ведь тоже когда-то казалось незыблемым.
Как коммунист я считаю, что на смену буржуазному строю придет коммунистический, с общественными формами собственности на средства производства и иными, более творческими мотивами трудиться, чем зарабатывать на хлеб насущный чем бог пошлет. Когда и как это произойдет - я сказать затрудняюсь, я не прорицатель. Но произойдет это не в один день, когда по радио объявят коммунизм, и все побегут в магазин за бесплатной выпивкой.
Смена формаций происходит в обществе постепенно, часто внутри одного общества сохраняются элементы даже не предыдущей, а двух предыдущих формаций - в капиталистических Соединенных Штатах сохранялись не только вполне феодальные землевладения, но и институт рабства. А в расцвет командного социализма в СССР на углах даже в столице стояли будочки чистильщиков обуви - это были абсолютно частные будочки, держали которые чаще всего айсоры, небольшой народ, как-то не очень вписывавшийся в социализм. И пока одна часть советского народа запускала в космос корабли, реализуя мечту человечества явно постиндустриального типа (поскольку никакой прибылью там и не пахло), в маленьких будочках маленькие айсоры чистили ботинки на вполне мелкобуржуазной основе.
Можно было согнать чистильщиков в колхоз или дать им трест, план и госснаб, но почему-то айсоров не тронули. И что? И ничего, будочки чистильщиков сегодня давно потеряли смысл, вытесненные чистящими ботинки автоматами, а дети и внуки чистильщиков давно получили образование и стали вполне современными людьми.
Точно так же и с либеральной идеей предпринимательства - если не давать ей разрастаться до ненормальной величины, превращая экономику в абсурд торжества транснациональных корпораций, сохраняя право гражданина, если его развитие не позволяет ему строить космические корабли или водить скоростные поезда, печь пирожки и продавать их на Курском вокзале. Главный вопрос - это добиться, чтобы эксплуатация чужого труда в обществе была просто немыслимой, неприличной - как в современном мире немыслимым является людоедство или рабовладение. А своим трудом - шей штаны, торгуй сосисками, рисуй проекты дачных домиков. Это действительно элемент гражданской свободы.
Естественно, что загнанный в такое гетто дух предпринимательства будет изживать себя сам - не сразу и не у всех. Но до полного исчезновения этого явления общество должно немного дорасти, и задача идеологии Здравого смысла обеспечить условия для такого роста - в противовес идущей сегодня социо-культурной деградации, когда преимущество имеют как раз более архаичные и примитивные формы социальной реализации.
А другие либеральные ценности - вполне общедоступны и приемлемы. Свобода слова и собраний, свобода печати и участие граждан в управлении, свобода совести и свобода выбора. В общем, свобода, равенство, братство... Кто же против? Главное, чтобы не передавили друг друга...
Вот, собственно говоря, смысл диктатуры Здравого смысла в том, чтобы заставить общество поступать в соответствии с его, общества, интересами. Оперевшись на волю ведущего слоя общества, наиболее прогрессивную его часть, задать необходимый тренд развития - и по окончании своей миссии отойти в сторону, не прихватив с собой ничего из общего достояния. Как Сталин, оставив после себя пару латаных валенок и солдатскую шинель.