11 сентября - некруглая, но скорбная дата

Sep 12, 2011 23:13

Оригинал взят у kolobok1973 в 11 сентября - некруглая, но скорбная дата

Прошло уже без малого четыре десятка лет с того времени, как к Чили   -   узенькой полоске суши вдоль океана    -   было приковано внимание всего мира,  но и сегодня  каждый чилийский фильм, о чем бы в нем не повествовалось, какие бы темы не затрагивались,     -   об этом.  Тема переворота и диктатуры, как родовая травма, свербит у каждого чилийского художника,  преломляется в сотнях сюжетов, и ни разу не встречался мне фильм, снятый с позиции той,  другой стороны    -    интересно, есть ли они вообще??...   Чисто гипотетически интересно представить, легко ли сегодня жить в Чили творческому человеку, который рискнет заявить, что он за хунту?...

В фильме  Мигеля Литтина  "Досон, заключенный № 10" (Литтин родился в семье беженцев из Палестины, с младенчества живет в Чили) показан концентрационный лагерь на чилийском острове Досон, близком к Антарктиде, куда после контрреволюционного переворота 1973 года хунта свозила высокопоставленных пленных    -    министров, замминистра, дипломатов, весь цвет левого правительства Альенде. Концлагерь для ВИПов, так сказать.  Точнее, это раньше эти люди были ВИПами, а сейчас это бессловесные заключенные   -    "пособники международного марксизма", у которых теперь нет ничего, даже собственного имени    -   каждому присвоен идентификационный номер,  -  и у которых есть только одно право     -   побыстрей самим умереть, поскольку убивать их вроде как запрещает Женевская конвенция.  На резонный вопрос, а при чем тут Женевская конвенция, которая распространяется на военнопленных, и с кем Чили воюет,  заключенный № 13   -   экс-министр иностранных и внутренних дел в правительстве Народного единства, экс-посол Чили в США, экс-представитель Чили в ООН Орландо Летельер вместо ответа получает удар прикладом...



Фильм Мигеля Литтина «Досон, заключенный № 10»  снят по мемуарам этого самого заключенного №10    -    Серхио Битара, бывшего при Альенде министром горнорудной промышленности. Битара, наряду с другими, обвинили в шпионаже в пользу русских (в фильме показан фрагмент допроса Битара, когда офицер тычет ему в лицо фотографиями встречи с советской делегацией, а на резонный довод Битара о том, что СССР является мировым лидером по добыче меди, рявкает  "Мировой лидер по добыче меди  -  Чили!!!"   Кстати, Битар    -    один из немногих уцелевших узников Досона, буквально до последнего времени был министром инфраструктуры, а потом министром образования при Бачелет.  Другим узникам повезло меньше... Особенно зверствовала хунта в отношении коммунистов и членов Левого Революционного Движения...

Фильм Литтина оставляет противоречивые чувства.

С одной стороны, он очень трогательно-коммунистический,  с подробным анализом отвратительной сути буржуазной хунты    -   зоологический антикоммунизм, фальшивая позолота трескучего "патриотизма" (Орландо Летельеру, заявившему на допросе о том, что без поддержки Президента США  Никсона переворот бы не состоялся, комендант лагеря кричит: "Чили ни от кого не зависит!!!  Мы живем в свободной и суверенной стране!!"    -    ничего вам это не напоминает?...)
По-простому, по-народному смысл "суверенной демократии" копающим карьер заключенным объясняет простоватый конвойный: "У нас теперь демократия    -   у кого больше денег, тот и прав.  А свои идиотские коммунистические идеи, чтобы накормить всех голодных и напоить детишек молочком, засуньте в задницу".

С другой стороны, Мигель Литтин     -    наверно, очень сентиментальный человек.  Он всячески щадит чувства зрителей, показывая зеков в крахмально-белых рубашках (для Литтина, видимо, это символ глубокого достоинства),  лекции заключенных по марксизму, проводящиеся совершенно открыто (единственное, что запрещают надсмотрщики  -  произносить вслух имя Карла Маркса, которого узники для конспирации называют barbudo), визиты на остров представителей Красного Креста,  надсмотрщиков, по доброте душевной угощающих узников апельсинами и поющих с ними хором Venceremos,  и временами концентрационный лагерь в версии Литтина становится похож на пионерский.  Тогда как реальность была куда жёстче    -   выживших среди ВИП-заключенных было крайне мало, бывший министр обороны, коммунист Хосе Тоа умер не от простуды, как это показано в фильме, а от пыток, а сенатор Фернандо Флорес сошел с ума наверняка не от того, что его на несколько часов за нарушение дисциплины заперли в темный ящик...

А вот другая чилийская картина     -    "Мачука" Андреса Вуда    -    заставляет  рыдать, как никакая другая.  Ни грамма фальши, и при этом светлое и доброе, хоть и очень трагическое, кино.

Чили при правительстве Народного Единства  Альенде не прекращает быть ареной борьбы старого и нового, реакционного и прогрессивного, битва добра со злом проходит буквально через каждую семью, каждую улицу, каждый квартал.   В основе сюжета   -  взаимоотношения детей из разных социальных слоев и семей разного достатка, которые впервые, благодаря демократизации общественной жизни при Альенде, стали учиться вместе      -     раньше школьники подвергались жесткой сегрегации. В католической школе для мальчиков в Сантьяго, открытой священником-энтузиастом отцом Макенроем,  учатся одиннадцатилетние Гонсало Инфанте, мальчик из обеспеченной семьи, и Педро Мачука   -   из семьи обездоленных, живущей в трущобах.



Детишки волей-неволей оказываются втянуты в стихию уличного противостояния    -    вот они бегают по ежедневным многотысячным демонстрациям как сторонников, так и противников социалистического правительства, и продают тем и другим демонстрантам национальные чилийские флаги.  Если для упитанного мальчика Инфанте это просто вид развлечения и способ заработать на лишнее мороженое, то для Мачуки и его товарищей по трущобам это еще и вопрос выживания...  Тем не менее, мальчики очень быстро разбираются, чем одна демонстрация отличается от другой.  Особенную остроту приобретают события, когда ребята обнаруживают в двух противостоящих друг другу колоннах, по разные стороны баррикад, своих родителей...

Помимо социальных различий, фильм вполне наглядно демонстрирует различия этнические    -    богатенькие упитанные мальчики обычно креолы,  голодные обитатели трущоб  -  индейцы...  Социалистическому правительству было отпущено слишком мало времени, чтобы не просто формально уравнять население в правах,  но и вытравить из сознания  националистические предрассудки...    Родительское собрание в католической школе почти перерастает в избиение "грязных трущобных коммуняк", с оборванными детьми которых теперь вынуждены учиться чистенькие и сытые детки богачей...

Страшные кадры победы хунты    -   не документальная хроника стрельбы по дворцу Ла Монеда, а сцены расстрела детей путчистами,  ареста доброго священника, поджога трущоб,  убийства родителей и сестры Мачуки    -   лучший ответ на вопрос, кто прав, а кто неправ в том великом противостоянии.  Всем доморощенным экономистам, дрочащим на генерала Пиночета, и прочим любителям  либеральных экономических реформ посвящается.
Previous post Next post
Up