был в магазине

May 21, 2007 10:42


В книжном магазине внизу распродажа, и я не удержался от того, чтобы набрать всякой ерунды. В том числе позарился на дешевизну и купил за 30 крон книжку «Варшава 44» английского историка Дэйвиса, где на обложке жирно значилось «ПРЕДАНА(Ы) СТАЛИНЫМ, РАСТЕРЗАНА(Ы) ГИТЛЕРОМ».

Еще там были «История женщины в Берлине» и «Месть Сталина» - подробно о том, как ужасно пострадал немецкий народ. За эволюцией западного взгляда на ВМВ я специально не слежу, но мне кажется, что концентрация таких исследований, где немцы и поляки страдают от русских (выступающих в качестве главных, и практически единственных виноватых), крайне высока. Помнится, читал «National Georgaphic» с историей про подводную экспедицию к Густлофу, и там было немало слёз по поводу мирного населения Восточной Пруссии, но тем не менее, общий взгляд был такой: после нескольких лет войны русские были на немцев сильно сердиты, что понятно; но жестокости против мирного населения сразу раздувались немецкой пропагандой для укрепления сопротивления, поэтому срываться на немецких женщинах и детях было просто неразумно. В России, помнится, был какой-то шум по поводу книжки Энтони Бивoра о Берлине, так вот таких книжек на полках великое множество, а других, кажется, теперь и не пишут вовсе. Пару лет назад купил на барахолке книжку «The Day The War Ended” Гилберта, она тоже наполовину о том, как плохо всем стало, когда пришли Советы.

Полистал «Варшаву», поглядел картинки. Ожидаемо, взгляд абсолютно пропольский. В книжке о конкретном событии рисуется широкое историческое полотно. Так, исправляются исторические недоразумения: победившие немцев советские войска неправильно называть «русскими»: там было много покоренных русскими народов (грузин, украинцев и белорусов). После чего идет речь уже о русских, то есть «москалях», коим вменяется в вину, как то: преступное придумывание слова «Россия» и называние себя оным; агрессия в отношении ”Рутении” (исторически польских земель, населенного греко-католическим населением, ничего общего с москалями не имеющего), подлое переименование «Белорутении» в «Белоруссию» и на этом основании претензии на этническое единство всех восточных славян в качестве «русских» (подумайте, восклицает историк, как если бы немцы сказали, что голландцы - это тоже немцы!) и т.д. Рассказано о репрессиях против укро- и белорусской интеллигенции в СССР, и по контрасту, о том, как хорошо было белорусам и украинцам в межвоенной Польше. Много всяких польских обид, что их не помянули там, не позвали сям. Понравилась история о папе Локотской республики Каминском, расстрелянного немцами за «жестокости» при подавлении восстания, прекрасная иллюстрация текущих споров о Шкуро с Красновым. До хрена Катыни, варшавского гетто и прекрасных героических поляков. Когда-нибудь, может, дойдут руки прочесть.

Previous post Next post
Up