Всё для других - ничего для себя

Jul 15, 2018 09:46


Пробуждение и
раскрепощение
высших творческих способностей
в каждом человеке


Альбрехт Анкер, Песталоцци с сиротой,1870

Мне кажется, что незавидная участь многих выдающихся людей - это оказаться под слоем лака, с прилизанной биографией, с причёсанными взглядами, разложенными по полочкам: стать иконой. О них начинают говорить: это наш выдающийся педагог, или выдающийся экономист и т.д.
  Парадокс заключается в том, что сами они не смотрели на себя подобным образом: их вело по жизни сострадание, огромное любящее сердце и бесконечная вера в человека. Слова, вынесенные в заголовок, высечены на памятнике человеку по имени Иоганн Генрих Песталоцци. Он известен многим как великий педагог своего времени, автор так называемого природосообразного обучения. Но такое признание, завершившее его долгий жизненный путь, никак не вытекало из того, как началась жизнь самого Песталоцци и тех способностей, которые заложила в него природа.

Юноша происходил из бедной семьи, рано остался без отца, учился в школе что называется из рук вон… Кроме всего прочего современники описывают Песталоцци как весьма некрасивого человека: веснушчатого, с неправильными чертами лица и нервной, прыгающей походкой. Одет он был всегда неряшливо с растрепанными волосами и клочковатой бородой. Какое будущее ждало такого человека? Не мог он вписаться в современное общество, не мог занять высокое положение уважаемого человека… Ну, так он и не занял такого положения!

К его жизни применимы слова, сказанные им самим: «Глаз хочет смотреть, ухо - слышать, нога - ходить, а рука - хватать. Также и сердце хочет верить и любить, а ум хочет мыслить». Для Песталоцци также естественно было желание сострадать и любить. Если верить рассказам о нем, то еще в школе Иоган не смог пройти мимо нищего и даже будучи без денег, снял со своих башмаков пряжки и отдал страждущему.

Но что известно совершенно точно, Песталоцци посвятил жизнь сиротам и организации приютов. Причем делал он это неоднократно, как только предоставлялась возможность и появлялись средства. Но времена на рубеже 18-19 вв. отнюдь нельзя назвать излишне гуманными: никто не торопился оказать помощь или выделить грант… Первый приют разорился уже через два года, последующие были не более успешны, тем не менее Песталоцци не сдавался и вновь и вновь открывал приют для бедных детей. В этом была его жизнь: «С утра до вечера я был среди них. Все хорошее для их тела и духа шло к ним из моих рук… Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами, а моя улыбка следовала за их улыбкой. Они были вне мира, они были со мной, а я был с ними. У меня ничего не было, были только они» (Песталоцци И. Г. Избр. пед. произв. В 3-х тт. Т. 2. Письмо другу о пребывании в Станце. М.: Просвещение, 1965. - С. 139-140).

Чему же мог научить детей такой человек как Песталоцци? Найдем ли мы ответ в его книгах? Его мысли и книги принадлежат своему времени, времени первых шагов педагогики. Вряд ли из произведений Песталоцци можно черпать прямые руководства к действию. Тем более, что как современников, так и последователей, прежде всего, потрясала его жизнь, полная страданий и лишений, но вместе с тем, она была полна теплотой, добротой и состраданием.

Этот талантливый педагог всей своей жизнью показывал что значит быть, а не иметь. Именно этому он и стремился научить детей. «Быть, а не иметь» - значит быть цельной развитой личностью, значит говорить то, что делаешь, и делать то, что говоришь. В этом смысле ложь разрушает цельность личности, она лишает человека сил действовать сообразно своему духу и совести. И Песталоцци относился ко лжи самым непримиримым образом и признавался, что ради этого прибегал и к телесным наказаниям (т.е. не надо думать о нём как о неком дедушке Мазае). Его тезис о том, что «необходимо добиваться такого положения, при котором стало бы невозможным, чтобы ребенок выиграл что-либо ложью; наоборот, быть пойманным во лжи должно представлять для него существенную опасность» - воплощался в жизнь на деле.

Думаю, что и всё остальное в его подходе подчинено той же цели развития цельной личности. Например, наглядность обучения: делать во время обучения и обучаться во время делания. И одновременное развитие физических, интеллектуальных и нравственных качеств. Такое развитие личности Песталоцци считал Сущностью человеческой природы, а потому называл свою систему природосообразной.

В этом можно согласиться с великим педагогом, однако, сегодня становится понятным, что для соединения с сущностью человеческой природы необходимо приложить определенное усилие, так как это соединение не происходит автоматически под действием природных инстинктов. Мостом тут служит культура и задача состоит не только в том, чтобы соединить, но и удержать и развить это соединение.

К сожалению, цель советской школы воспитание всесторонне развитой гармоничной личности теперь заменена на личностный рост и индивидуальные образовательные траектории. Чем чревата эта подмена? - об этом в следующий раз.

образование

Previous post Next post
Up