Ницше и Антихристианин

Mar 30, 2018 21:00



Работа Фридриха Ницше больше известна под названием «Антихрист», она написана в 1895 году и, что не удивительно, была запрещена к распространению в Российской империи за антирелигиозное содержание.

Фридрих Ницше в этом сочинении шлёт всяческие проклятия в адрес церкви и христианства. Но интересно: откуда в человеке, выросшем в лоне христианской культуры западной Европы столь яростное отрицание почти всего, с чем он культурно связан? Думаю, что этот вопрос можно рассмотреть с исторической точки зрения.


Если вспомнить зарождение христианства, то первоапостольская община последователей Христа в Иерусалиме жила напряженными эсхатологическими ожиданиями пришествия Царствия Божия. Обетование новой жизни первые христиане деятельно воплощали своим жертвенным служением. Они жили по тому закону, который был написан в их сердце - по закону совести, любви и сострадания.

Заря новой веры мощно распространилась по всей ойкумене, однако, достаточное количество сообществ, и прежде всего еврейское общество, в котором и зародилось христианство, отвергли новую религию. Несмотря на огромное признание христианства во всём мире, у него сохранились старые и появились новые сильные конкуренты. Перед христианами встал насущный вопрос: возможно ли устроение жизни по христианской морали в отдельно взятой общине или вначале требуется христианизировать весь мир?

Приверженцы каждого из вариантов ответа на этот вопрос двигались в своем направлении: кто-то завоевывал мир, а кто-то уходил от мира в пустыни и монастыри. Для основной массы христиан выходом, примирявшим их представление о должном и небесном с существованием в сей юдоли скорби, стал синтез обоих направлений, сегодня более известный как отчуждение.

Для того, чтобы выжить в агрессивном окружающем мире и сохранить гуманизм и веру в людей, необходимо прятать от внешнего мира и свои представления о должном и собственные переживания по этому поводу. Эта скрытая часть назвалась душой человека, которая стремиться к миру горнему и отвергает мир дольний.

Шли века и связь между человеком и его душой, то есть объем проявления христианской морали, истончалась и истончалась, человек практически всю жизнь вел себя как социальное животное, обусловленное экономическими интересами. Всё это катилось к катастрофе, которой оказалась первая мировая война. Именно в то время и появилась работа Ницше «Антихристианин». Ницше критикует христианство за лицемерие - проповедовать высокие представления о человеке, но жить как социальные животные. Ницше предлагает взглянуть правде в глаза и отринуть ненужные ограничения и постылые подавления инстинктов: христианская мораль в современном мире стала фикцией, обременением. Освобождение - вот высшая цель человека, говорит Ницше.

Механизм отчуждения (отстранения от мира для сохранения души) со временем из стража превратился в тюремщика. Ницше предложил устранить этого тюремщика и высвободить первобытные инстинкты - так, по его мнению, и честнее и проще вести себя в этом лицемерном мире. На смену прежнему человеку должен прийти сверхчеловек, о чём Ницше напишет в следующей работе «Так говорил Заратустра».

Однако, тогда же, в то же время, был и другой философ, тонко понимавший порочность отчуждения человека от его родовой сущности. Этим философом был Маркс. Но в отличие от Ницше, он предложил отказаться от отчуждения для того, чтобы выпустить из заточения его душу, с тем, чтобы человек переустроил окружающий мир в соответствии со своим представлением о благе, о должном и своей совестью. Новый мир, в котором человеку не нужен будет механизм отчуждения, не потребуется кривить душой, Маркс назвал коммунизмом. Многие называют это утопией, но в чем же альтернатива? - безумное сверхживотное Ницше?

дневник читателя

Previous post Next post
Up