Вера и наука: развитие противоречий

Mar 05, 2017 23:23



Вера и наука традиционно представляются как два диаметральных полюса. Такие известные философы как Бертран Рассел считают, что эти противоположности ведут между собой непримиримую борьбу, а нейтральную полосу между ними занимает философия, так как у философии как и у религии предмет исследования недоступен экспериментальной верификации, а с другой стороны философия старается следовать законам логики, не допуская необоснованных фантазий.


Действительно, исторически сложилось именно такое положение вещей, но так ли это было всегда? По видимому, нет. Во времена, когда у первых homo sapiens появилось сознание, вид всё больше отходил от жизни обычных животных, инстинкты играли всё меньшую роль (хотя и до сих пор роль инстинктов в человеческой жизни велика). Объединение в коллектив на природной инстинктивной основе было заменено сознательным объединением в первобытный коллектив с системой табу. Чтобы система табу постоянно находилась в сознании необходима стала религия, подчинявшая чувства образам авторитета, вождя, а затем бога.

Изначально, философия стала развиваться из богопознания, и, пожалуй, первыми мистическими философами стали пифагорейцы, которые развили собственную метафизическую систему. Они, как и следовавшие за ними древнегреческие философы, считали либо частицей бога, либо неумирающей частью души разумное начало в человеке. Эти философы первыми наблюдали как бы со стороны за собственным сознанием, за работой мысли, т.е. по современному можно сказать, что развивали самосознание и самоотождествление, рефлексию.

Дух же их, сущность, творящая формы, упражнялся не только в потустороннем мире, откуда, как они считали, он нисходит в этот мир. Та эпоха Древней Греции была эпохой почти ничем не ограниченного социального творчества, развития философии, идей научного мировоззрения... В греческих городах-государствах были реализованы все доступные формы власти, их смена, древними писателями описаны их возникновение, становление, расцвет и упадок.

Как мне кажется, развитие интеллекта тесно связано с социальным творчеством, со становлением различных коллективов и их развитием. Подобной ситуации, какая сложилась в Древней Греции не повторялось больше никогда, никогда больше не возникало настолько самостоятельных городов-государств. Пришедшие римляне находились на более низкой ступени культурного развития, они восприняли греческую культуру и отождествили своих богов с греческими. По сравнению с греками, римляне были варварами, их коллективность была, если можно так сказать, более инстинктивна, более устойчива. Римские легионы покорили разрозненные греческие города, подчинили всю доступную им ойкумену,
однако, для удержания такой коллективности им пришлось опираться на более древних богов с их развитым инстинктивным началом.

С момента римского завоевания социальное творчество и самостоятельность Древней Греции были утрачены, греческий разум поразил скептицизм и апатия. Римская опёртость на более древнее начало поставила под сомнение весь ход развития Греции, однако, Римская империя, покорившая доступный мир, через несколько веков повторила путь культурного развития и разложения общества, но в данном случае уже без надежды на какой-то ответ в плане совмещения культурного развития личности и укреплением социальных связей. Консерватизм Августа стал принципом Рима на долгие века.

Становление Священной Римской империи связано с вливанием новой крови в отживший государственный механизм со стороны восточных сект и их религиозно-социального творчества. Проповедь веры в Единого Бога поддерживала единство государства и в какой-то мере поддерживала претензии Римской курии на верховную политическую власть. С одной стороны для этого времени характерно организация орденов, продукт социального творчества элит под эгидой Церкви, но этот тип организации не включал в себя нижние слои общества и пользовался ограниченной свободой. В философии в это время господствовала бесплодная схоластика, а вера преимущественно насаждалась посредством насильственного обращения.

Следующая за средневековьем, эпоха Возрождения и Реформации снова обращает свои взоры к античности. Растет авторитет древнегреческих поэтов и философов с отказом от религиозной философии. Также растет влияние востока - его алхимии и тесно с ней связанной астрологии. Метафизические концепции античности Логоса (или нуса - особого рода интеллектуального духа), нашедшие отражение в христианском вероучении, в новое время получают свое развитие и приводят к рациональному мышлению. Рационализм Реформации, как бы это не казалось странным его родоначальникам, привел к отказу от религии как основы образования общества.

Общество современного типа, общество модерна приняло в качестве своей основы науку как продукт чистого разума. И если в античности разум считался высшей частью души, а некоторые считали его частью божества, то модерн постарался избавиться от религии совсем. Наука предъявила претензии на всеобъемлющий характер. В развитии позитивизма как научного философского мировоззрения появился и эмпириомонизм Богданова. Александр Богданов в своих трудах разрабатывает научную теорию, названную им теорией подстановки, которая по сути является попыткой научного осмысления веры.

Рассуждая, что же такое подстановка, он говорит, что человек, сталкиваясь с незнакомым непонятным опытом, на место изучаемого объекта ставит себя, таким как себя понимает. То есть если в древние времена человек ассоциировал себя с каким-либо тотемным животным, то в осмыслении окружающей действительности преобладал анимализм. Позже, осмысляя себя именно как человека, в познании мира преобладал антропоморфизм. По его мнению, в философии разделение человека на тело и душу привело к рассмотрению предмета не как целого , а к разделению на явление и вещь в себе.

Как уже сказано выше, рассмотрение разума как высшего начала, способного объединить человечество восходит к античным философам и заканчивается победным шествием науки в ХХ веке. Вера в то, что гений и злодейство несовместимы придала огромное ускорение техническому прогрессу. К сожалению, этот же ХХ век показал, что развитие интеллектуальное может быть направлено и во зло, что Аристотель, разделив этику, эстетику и гносеологию, допустил фундаментальную ошибку, повторенную его почитателями в веках. Появление такого явления как фашизм показало, что это разделение ведет к катастрофическим последствиям, человек также фундаментально неделим как нельзя разделить душу и тело - человек умирает.

Думаю, что ответом на вызов разделения человека может быть только новое социальное творчество. Каким образом оно возможно в наши дни сказать трудно, вернуться во времена Древней Греции невозможно, но без этого нового творческого огня нет шансов найти ответ на вызов фундаментального разделения человечества. Новой науке необходимы включить в себя ценности добра и красоты, чтобы стать полноценной опорой обществу.

Богданов, размышлизмы

Previous post Next post
Up