Роковые яйца: почему так популярен детский ютуб и кто его создает

Nov 02, 2019 09:50



Современные дети начинают смотреть ролики на ютубе, едва научившись держать в руках планшет. Более того, именно детские видео оказываются самыми популярными. Рассказываем о параллельном ютубе для детей: о тех, кто снимает для него ролики про куличики из пластилина и гигантские шоколадные яйца, и о том, почему они набирают миллионы просмотров.



Неведомая фигня и дети

«На ютубе за последние несколько лет появились тысячи странных видеороликов с детским стишком Finger Family, с плохой анимацией и низким качеством звука. Ролики набирают миллионы, иногда сотни миллионов просмотров. Откуда они берутся и почему так популярны?» - типичное начало расследования, посвященного загадочным глубинам детского интернета.

Слаймы из шариков (799 миллионов просмотров), у канала Izabela Stress 7,7 миллиона подписчиков

Названия расследований говорят сами за себя: «Три дня в аду детского интернета», «Интернет: всё очень плохо», «Видео, которые превращают наших детей в зомби», «Как защитить своего ребенка от мусора на ютубе». В детском сегменте ютуба существует огромное количество однообразных, повторяющих друг друга роликов со странными сюжетами. Взрослые считают их скучными, раздражающими или опасными для психики:

«Неведомая фигня проникает в мозги сотням миллионов детей, и мы все соучастники этого».

«Герои просто лепят яйца из пластилина. Дитя-Халк рисует его на доске, пластилиновая фея превращает в реальное, дитя-Спайдермен украшает его ленточками, а динозаврик упаковывает в коробочку».

Но откуда все эти ролики берутся и почему они так нравятся детям?

Девочка ломает яйца с блестками и зарабатывает 51 миллион просмотров. На канале Miss Katy 14,8                         миллиона подписчиковСуществуют разнообразные теории заговора и глобальный скандал, связанный с обнаружением сети педофильских видео, ассоциированных с обычным детским контентом.

Однако эти теории не рассеивают недоумение от стремительного роста популярности детских каналов на ютубе. В первой пятерке в мировом рейтинге каналов два предназначены детям 0+. 17-ю серию нашей «Маши и Медведя» про кашу посмотрели более 4 миллиардов раз (у Psy просмотров меньше). Кстати, Psy особенно нравится детям, так что секрет его взлета тоже еще не разгадан. У канала детских песенок Cocomelon 64 миллиона подписчиков, а видео оттуда посмотрели 41,5 миллиарда раз. Кажется, каждый родитель тоддлера в интернете знает его позывные.

«Вряд ли кому-то приходилось видеть человека после восьми лет, который был бы незнаком с названиями основных цветов. Но судя по количеству роликов, посвященных этой проблеме, она действительно остро стоит перед человечеством», - иронизирует журналистка Инна Прибора. Всё верно - дело в том, что эти ролики смотрят дети гораздо младше восьми. Фактически большая часть зрителей еще не умеет говорить.

На ютубе не менее 17 миллионов версий The Five Fingers всевозможных жанров. Очередная песня про пальчики собрала 914 миллионов просмотров; у канала ChuChu TV 27,6 миллиона подписчиков

Родители негодуют: «Хреново сделанная бессмысленная 3D-анимация под дурацкую музыку - и столько миллионов просмотров. Почему-то такие видео детей просто зомбируют, они готовы их пересматривать и пересматривать».
Младенцы заказывают видео

До недавнего времени малыши не могли самостоятельно выбирать, что посмотреть, но всё изменили тачпады.

Маленькие дети сейчас имеют доступ к интеллектуальным мобильным устройствам. В 2011 девайсами пользовались 38% детей, в 2013-м - 72%, а к 2017 году их число увеличилось до 84%. В 2016 году 10% просмотров на ютубе приходилось на контент, помеченный как Kids entertainment, а в некоторых странах этот показатель достигал 50% от всех просмотров на платформе. Сейчас родители начали давать планшеты и телефоны детям еще до года, и подавляющее число малышей имеют доступ к ним дома. Для таких детей уже есть специальный термин - диджитоддлеры (digitods). Например, в Швеции 67% двухлетних детей пользуются интернетом, а 32% заходят туда ежедневно.

«Для моей годовалой дочери журнал - это айпад, который не работает. Это останется с ней на всю жизнь. Джобс написал часть ее OS»

YouTube Kids запустили в 2015-м в ответ на беспокойство родителей о том, что дети смотрят слишком много контента для взрослых в более широкой сети ютуба. Родители могут выбрать возрастной диапазон и включить таймер, что помогает избежать споров и просьб «еще минуточку». Сервис предлагает самые популярные у других детей ролики и запоминает, что малыш выбирал сам. Другими словами, приложение YouTube Kids - это суммарное отражение детских желаний, в этом отношении оно открывает особую дверь в мир детской психики. Такого опыта в мире еще не было.
Детский интернет такой странный во многом потому, что он создан согласно желаниям самих младенцев: бесконечные распаковки яиц, повторения одного и того же сюжета и куличики из пластилина - это именно то, что они хотят видеть.

Американская академия педиатрии рекомендует, чтобы дети в возрасте до двух лет вообще не проводили время с экраном, а дети постарше смотрели в мониторы не более двух часов в день. Наш СанПин и вовсе не рассматривает возможность контакта с компьютером до 5 лет и требует, чтобы «непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для пятилеток не превышала 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут».

Современные российские исследования предлагают уходить от такого жесткого подхода. В реальности американские дети в возрасте до 2 лет проводят перед экраном один-два часа в день, а 2-5-летние - более трех часов, и вполне вероятно, что данные по России будут схожими. Другие отчеты показывают, что приблизительно 70% маленьких детей смотрят телепередачи и видео по часу ежедневно.

Существует целый корпус исследований о вреде раннего контакта с медиа. Лонгитюдное немецкое исследование показало, что, если в период, когда у ребенка активно формируются нейронные связи при освоении мира и социума, объемного восприятия было слишком мало, опыт детей намного беднее. Немецкий психиатр Манфред Шпитцер выяснил, что дети, которые во время бодрствования находятся среди других людей, учатся новому гораздо интенсивнее и быстрее, чем те, кто сидит перед обучающим экраном.

На авторитетном медицинском форуме педагог Полина Жиянова, рассказывая о задержках в развитии детских навыков, отмечает: «Эффективным способом увеличения словаря ребенка оказался отказ от просмотра телевизора».
«Автобусы! Сырники готовы!»

В то же время есть исключения: когда опыт просмотра становится интерактивным (например, ребенок обсуждает увиденное с бабушкой), дети в возрасте до 3 лет начинают быстро учиться. Еще в 1980-х было показано, что малыши отлично обучаются с помощью имитации. Эта методика использовалась для развития памяти у детей в раннем возрасте. Младенцы легко учатся и воспроизводят новые последовательности действий, если их показал взрослый.

Ученые Дэвид Крейг и Стюарт Каннигем столкнулись с проблемой детской зависимости изнутри: трехлетняя дочь одного из них стала зависима от этих видео и научилась переключать каналы, чтобы смотреть свои любимые распаковки. Отец не знал, что с этим поделать, и пустил всё на самотек. Внезапно после бесконтрольного просмотра роликов девочка стала подражать разным повседневным практикам, которые в них видела, например научилась сама чистить зубы.

Действительно, маленькие дети могут копировать последовательности действий из медиа. В одном эксперименте малышам показывали видео о том, как сделать новую игрушку из подручных материалов, и они сделали ее быстрее, чем те, кто не видел ролика.
Дети младше двух лет усваивают информацию лучше, когда могут взаимодействовать с приложением, чем когда просто смотрят на экран.

Есть отдельное исследование, согласно которому YouTube Kids положительно влияет на социальное поведение детей.

Но почему дети предпочитают не играть сами, а смотреть, как это делают другие? Журналистка Ли Александер спросила у нескольких родителей, что именно смотрят их дети: «Некоторые из них сказали, что их дети часто предпочитают смотреть видео с игрушечными персонажами, а не тот мультик, откуда эти персонажи. „Да, они смотрят видео со взрослыми, играющими с игрушками, больше, чем сами мультики, - соглашается другой родитель. - А это очень странно. Мы еле заставили их смотреть Big Hero 6, хотя они уже посмотрели массу роликов с игрушками оттуда. Они мне не верили, что им это понравится. Это было нереально“».
Это вполне объяснимо. Мультики слишком сложны и непонятны для малыша, а вот когда взрослый объясняет, что он сейчас делает, это гораздо интереснее. Дети лучше обучаются, если на видео есть повествование, состоящее из содержательных комментариев (например, «Я беру банку и мячики, чтобы сделать погремушку» и «Я взяла пластилин и сейчас леплю из него пончик»), причем увеличение повторений значительно улучшает имитацию у младенцев. «Малыши любят смотреть одно и то же снова и снова. Если сумеют, будут делать повтор видео, чтобы понять историю», - поясняет Сандра Калверт, директор Детского цифрового медиацентра в Университете Джорджтауна. Если ролик сопровождается объяснениями, дети лучше подражают даже сложным действиям, причем не имеет значения, дают ли пояснения родители или они содержатся в ;видео.

Продолжение:
https://knife.media/kidstube/
Previous post Next post
Up