29 апреля ДОРНАХ

Sep 14, 2024 12:57



Мы уехали из Женевы и направились в сторону Цюриха. Но по дороге я очень хотел заехать  в маленькую деревушку под названием Дорнах чтобы увидеть  самую настоящую, действующую  школу спиритизма которой уже почти  100 лет. И сегодня я расскажу о ней вам.





Мы уехали из Женевы и направились в сторону Цюриха. Но по дороге я очень хотел заехать  в маленькую деревушку под названием Дорнах чтобы увидеть  самую настоящую, действующую  школу спиритизма которой уже почти  100 лет. И сегодня я расскажу о ней вам.

Если вы окажетесь в Швейцарии, в скучном Базеле или в симпатичном Цюрихе - не поленитесь - возьмите машину и съездите в деревушку  Дорнах.  Это стоит того.

«Гётеанум» - странное и причудливое здание в котором располагается, наверное, единственная в мире школа спиритизма.



Основатель - Рудольф Штейнер создал учение, близкое по своему духу к новой религии  цель которой была   дать человеку возможность познания  высших миров, существующих за гранью физической реальности.

Для этого по его личным чертежам и непосредственном участии, коммуной единомышленников в начале 20 века  было построено здание «Гётеанума», внешним видом и формами олицетворявшее все каноны его учения.



В возведении «Гётеанума» участвовали самые передовые люди той эпохи, приехавшие в Швейцарию со всего мира. В том числе из России - художник и поэт Максимилиан Волошин, писатель Андрей Белый и его подруга художница Анна Тургенева. Вот создатели школы после окончания строительства



На участках вокруг  школы  были возведены дома для учеников и учителей, которые были также построены в стиле «Гётеанум».

Макет первого здания школы спиритизма



Первого, потому что 1 января 1922 года здание ожидаемо подожгли неизвестные (такой вот новогодний подарочек)  - на фото видно, что оно сгорело полностью. Осталось только основание.



На нём  к 1928 году,  после смерти Штейнера, но всё также по его чертежам, было возведено новое, уже из бетона - самого передового  и практичного материала того времени.



Учитель давно умер, а  школа спиритизма жива и поныне.  То ли благодаря тому, что Швейцария сохраняла нейтралитет, то ли благодаря тому, что нацисты любили мистику и спиритизм,  школу пощадила даже вторая мировая война и она дошла до нашего времени в неизменном виде.



Давайте осмотрим здание снаружи.

Его окружают высокие фонари, сделанные в том же стиле что и сама школа



Строение, как я уже сказал из бетона, но при этом удивляет  мягкими  и плавными  формами  стиля ар-нуво



Бетон принимает причудливые формы, словно это пластилин







Полная асимметрия. К примеру, на западном фасаде вдруг обнаруживаешь какие-то колонны-подпорки



На некоторых фасадах  нет ни одного окна одинаковой формы!



ни одного



Но обходя дом начинаешь теряться  как в зазеркалье, потому что непонятно сколько у него фасадов, какой он формы, где вход, с какой стороны ты находишься и что ты увидишь за следующим изгибом стены. Вот неожиданно  фасад вдруг становится  совершенно плоским с строгими симметричными окнами одинаковой формы



Или вот вдруг появляется широкая лестница, ведущая вниз



Но путь оказывается ложным - он заканчивается тупиком - глухой решеткой,  которая никогда не была калиткой.

Тот кто не знает - забежит сюда и окажется в ловушке.



Каждая плоскость здания  не похожа на другую. Царство лабиринтов, фальш-окон , замурованных дверей, симметрии и асимметрии.



Кругом пусто  и пустынно. Большинство окон тщательно зашторены изнутри.  Это как хоррор - чувство тревоги  подступает постепенно, незаметно, тихо, на цыпочках прокрадываясь в вашу душу, чтобы забрать её (ха-ха-ха-ха!)



Но давайте уже войдем внутрь?



Как и снаружи, внутри  всё - от ручек дверей, перил, шрифтов на табличках до форм самого здания удивляет  смесью ар-нуво, ар-деко   и  конструктивизма  из которых  родился причудливый  стиль «Гётеанум»  по сути представленный только этим  зданием и несколькими соседними.

Стены, пол и потолок из бетона. Аскетичная красота.



Столовая находится при входе поэтому выглядит строго, но не зловеще. 

Интерьер потрясает воображение.  Каждая мелочь продумана и прорисована. Посмотрите, как оформлены   часы.



или вот такой плафон светильника.  Всё должно быть подчинено общему стилю.



Знаете, что это? Скромный экран, закрывающий  батарею  отопления



Или вот



Оцените форму ручек, дверей, стекол…  И каждая деталь  сделана в этом странном стиле Гётеанум.



Вот такие бра в виде то ли гробов, то ли крестов, то ли масок



Гостей встречает  необычная  скульптура. Тут много необычного потому, что  школа спиритизма действующая и в ней продолжают  проводиться  занятия.



Поднимемся наверх



Обратите внимание на перила. Создатели  заморочились чтобы вырезать их    в бетоне



Каждая деталь интерьера продумана и проработана.

Декоративное оформление начала  лестницы - 14 граней



Сумасшедшие изгибы ступеней.



И каждый подъем, каждая лестница оформлены индивидуально и не повторяются.



Мелочи и детали продуманы очень тщательно - смотрите как перила обходят выступ стены



Ничего одинакового. Полная асимметрия. Всё это сложно на этапе проекта, очень сложно на этапе  чертежей и адово дорого при строительстве.





Преподавательский корпус.



Неожиданная табличка на двери.



Вы  гуляете по зданию влекомые его  красотой и  всё дальше и дальше , незаметно углубляетесь в этот лабиринт



теряетесь в переходах  и лестницах



проходах



и запертых дверях в основном   без табличек



Многочисленные лестницы  пересекаются, идут параллельно и пытаются вас запутать своей строгой красотой









Несмотря на великолепную погоду, синее небо и безмятежное солнце просвечивающее лучами сквозь гигантские окна, здание внутри производит странное   впечатление.   Чем больше ты  в нем находишься,  тем больше накатывает какая-то тревога, неуютное ощущение, что ты потерялся в нём, что тут ни души потому что все спрятались и тайно наблюдают за  тобой как  ты  ходишь  по этому пустынному   дому. Следят за каждым твоим шагом.  И  если ты вдруг  увидишь что-то,  что видеть   не нужно - тебе  отсюда уже  не выбраться.



Тут всё так - на первый взгляд  красиво, понятно и доброжелательно, а  если присмотреться - совсем не доброжелательно. Гостям тут не рады и посторонним тут не место.

К примеру, вдруг выясняется, что с виду  обычный  подоконник



специально сделан с сильным подъемом   вдоль края с  острым выступом



Для чего? Чтобы на нём было  невозможно сидеть и подслушивать  что происходит за дверьми в соседней аудитории. 



Ты  испытываешь тревогу, она нарастает и вот ты попадаешь в длинный коридор вдоль которого висят десятки картин.



По-прежнему никого.  А на всех  картинах   один и тот же сюжет - сферические круги,  тоннели, свечение…



какие-то силуэты



страдания



На потолках и стенах  странные знаки



расставлены вот такие скульптуры



всё это - символы спиритизма



На стенах фотографии учеников и того, как проходят занятия в школе



Конечно под чутким надзором строгих и очень внимательных преподавателей



Многочисленные коридоры продолжают переплетаться, за каждым поворотом вас ждет лестница ведущая в другой зал, а оттуда снова к лестнице и проходу или в  тупик, упирающийся в бетонную  стену



Здание внутри представляет собой настоящую головоломку. Тут нет никаких указателей. К примеру, неожиданно в углу обнаруживается лифт. В тесной кабинке, по форме  напоминающей гроб,   двери открываются  и вправо и влево. В какую выходить?



В  полном одиночестве можно гулять   по этому зданию не встретив ни души, а потом за очередной дверью  услышать  приглушенные голоса. Но они смолкают, стоит потянуть за ручку



Через какое-то время   начинает казаться что это  ловушка, кругом обман, что это гигантский лабиринт, а стены в нём фальшивые и ты вовсе не один а на самом деле за тобой непрерывно наблюдают чьи-то глаза сквозь потайные прорези. И  тут ты  вдруг замечаешь смотровые окошки, зачем-то сделанные в дверях.



Кажется, что шестеро сидевших за гранями этого стола встали и ушли как только   заметили, что ты входишь в здание



Появляется чувство, что стоит зазеваться, притупить внимание, или подсмотреть в какую-то щёлку, и ты уже не покинешь этот дом - двери запрутся, появятся люди в масках и ты останешься тут навсегда.



Как раз в этот момент ты натыкаешься на  неожиданно широкую  лестницу,



спускаешься по ней вниз



и оказываешься



в  огромном атриуме о существовании которого ты не догадывался.

Отсюда открывается вид наверх, на  гигантский витраж  с каким-то  странным изображением



Долгая лестница с многочисленными пролетами, мостками и переходами в конце концов выводит к его подножью



Кроваво-красный витраж   мрачно просвечивает вас насквозь , всматриваясь в вашу душу



Красиво, торжественно и очень непросто.

Напротив - вход в Большой Зал. Разумеется закрыт. Разумеется внутри кто-то есть - слышны голоса.



Двери покрыты мелкой чешуёй -  многочисленными ложбинками-морщинами



Плафоны светильников  в форме гробов



И снова  изломы  пролетов лестниц



Повороты, тупики



Замурованные двери



А за окном был тихий весенний день. Мы  ходили по этому величественному, красивому, но очень зловещему зданию, спускались на  лифте в подвал, слышали отголоски каких-то то-ли спектаклей, то-ли молитв из-за запертых дверей, и всё время чувствовали себя героями фильма «С широко закрытыми глазами». Одиночество и в тоже время полная «свобода» перемещения, музыка и приглушенные голоса только усиливали это ощущение.



И вот, спустя 2 часа вы наконец, с облегчением  возвращаетесь в фойе  откуда всё началось



Скорее на улицу



Большой парк окружает здание школы



Но и тут всё не просто - весь этот узор скамеечек-тропинок-лавочек имеет свой  смысл - он очень часто повторяется в Гетеануме



Иногда натыкаешься на расставленные камни знакомой нам формы



Территорию парка пронизывают странные лучи из бетона, заросшие травой

Площадка  является постаментом дерева. Не иначе как  барышни как раз вокруг него и водили  мистические хороводы



С тыльной стороны находится бомбоубежище на случай авианалета на Гетеанум



Там же  протекает ручей, снабжающий бомбоубежище пресной водой



Через какое-то время он вливается в бетонные чаши в форме костей позвоночника



образуя каскады



изгибающиеся в той же причудливой форме, что и дорожки парка



Школу и парк окружает деревушка Дорнах.

С виду это обычная швейцарская  деревушка.



Но в  ней можно увидеть  дома, построенные в разное время учениками и преподавателями школы.

Их легко отличить от обычных домов деревни потому что во всех них читается всё тот же стиль  Гётеанум.

Это вот современные постройки







А это более старые







А это одни из самых первых. Дом-гриб







Дом-крик



Я его так прозвал потому, что вход похож на лицо человека с картины Мунка «Крик»



он единственный сделан не из бетона, а из дерева, потому что был построен тогда же, когда строилось и самое первое, деревянное здание школы



весь фасад отделан знакомыми нам по дверям школы чешуйками







А это Дом- лук







Даже сельский магазин



и электрическая подстанция сделаны в  узнаваемом стиле



Вроде обычный дом. Но если вы уже посвящены в таинство спиритического  братства,  то  присмотревшись к окнам  всё поймете. Как говорится - кто знает, тот понимает. А кто не знает - тому и не нужно ничего знать.



Возможно  в этих домах всё ещё живут  потомки тех, кто был причастен к созданию школы спиритизма.



Если вы окажетесь в Швейцарии, в скучном Базеле или в симпатичном Цюрихе - не поленитесь - возьмите машину и съездите в деревушку  Дорнах.  Это стоит того.



Если вы читаете этот текст в ЖЖ, а какие-то фотографии или файлы отображаются некорректно или не проигрываются звуковые файлы (потому что жж не даёт такой возможности), пройдите по
этой ссылке - https://stepan-ivan.ru/2024/09/14/29-aprelya-dornah/
Previous post Next post
Up