Мы уехали из Женевы и направились в сторону Цюриха. Но по дороге я очень хотел заехать в маленькую деревушку под названием Дорнах чтобы увидеть самую настоящую, действующую школу спиритизма которой уже почти 100 лет. И сегодня я расскажу о ней вам.
Мы уехали из Женевы и направились в сторону Цюриха. Но по дороге я очень хотел заехать в маленькую деревушку под названием Дорнах чтобы увидеть самую настоящую, действующую школу спиритизма которой уже почти 100 лет. И сегодня я расскажу о ней вам.
Если вы окажетесь в Швейцарии, в скучном Базеле или в симпатичном Цюрихе - не поленитесь - возьмите машину и съездите в деревушку Дорнах. Это стоит того.
«Гётеанум» - странное и причудливое здание в котором располагается, наверное, единственная в мире школа спиритизма.
Основатель - Рудольф Штейнер создал учение, близкое по своему духу к новой религии цель которой была дать человеку возможность познания высших миров, существующих за гранью физической реальности.
Для этого по его личным чертежам и непосредственном участии, коммуной единомышленников в начале 20 века было построено здание «Гётеанума», внешним видом и формами олицетворявшее все каноны его учения.
В возведении «Гётеанума» участвовали самые передовые люди той эпохи, приехавшие в Швейцарию со всего мира. В том числе из России - художник и поэт Максимилиан Волошин, писатель Андрей Белый и его подруга художница Анна Тургенева. Вот создатели школы после окончания строительства
На участках вокруг школы были возведены дома для учеников и учителей, которые были также построены в стиле «Гётеанум».
Макет первого здания школы спиритизма
Первого, потому что 1 января 1922 года здание ожидаемо подожгли неизвестные (такой вот новогодний подарочек) - на фото видно, что оно сгорело полностью. Осталось только основание.
На нём к 1928 году, после смерти Штейнера, но всё также по его чертежам, было возведено новое, уже из бетона - самого передового и практичного материала того времени.
Учитель давно умер, а школа спиритизма жива и поныне. То ли благодаря тому, что Швейцария сохраняла нейтралитет, то ли благодаря тому, что нацисты любили мистику и спиритизм, школу пощадила даже вторая мировая война и она дошла до нашего времени в неизменном виде.
Давайте осмотрим здание снаружи.
Его окружают высокие фонари, сделанные в том же стиле что и сама школа
Строение, как я уже сказал из бетона, но при этом удивляет мягкими и плавными формами стиля ар-нуво
Бетон принимает причудливые формы, словно это пластилин
Полная асимметрия. К примеру, на западном фасаде вдруг обнаруживаешь какие-то колонны-подпорки
На некоторых фасадах нет ни одного окна одинаковой формы!
ни одного
Но обходя дом начинаешь теряться как в зазеркалье, потому что непонятно сколько у него фасадов, какой он формы, где вход, с какой стороны ты находишься и что ты увидишь за следующим изгибом стены. Вот неожиданно фасад вдруг становится совершенно плоским с строгими симметричными окнами одинаковой формы
Или вот вдруг появляется широкая лестница, ведущая вниз
Но путь оказывается ложным - он заканчивается тупиком - глухой решеткой, которая никогда не была калиткой.
Тот кто не знает - забежит сюда и окажется в ловушке.
Каждая плоскость здания не похожа на другую. Царство лабиринтов, фальш-окон , замурованных дверей, симметрии и асимметрии.
Кругом пусто и пустынно. Большинство окон тщательно зашторены изнутри. Это как хоррор - чувство тревоги подступает постепенно, незаметно, тихо, на цыпочках прокрадываясь в вашу душу, чтобы забрать её (ха-ха-ха-ха!)
Но давайте уже войдем внутрь?
Как и снаружи, внутри всё - от ручек дверей, перил, шрифтов на табличках до форм самого здания удивляет смесью ар-нуво, ар-деко и конструктивизма из которых родился причудливый стиль «Гётеанум» по сути представленный только этим зданием и несколькими соседними.
Стены, пол и потолок из бетона. Аскетичная красота.
Столовая находится при входе поэтому выглядит строго, но не зловеще.
Интерьер потрясает воображение. Каждая мелочь продумана и прорисована. Посмотрите, как оформлены часы.
или вот такой плафон светильника. Всё должно быть подчинено общему стилю.
Знаете, что это? Скромный экран, закрывающий батарею отопления
Или вот
Оцените форму ручек, дверей, стекол… И каждая деталь сделана в этом странном стиле Гётеанум.
Вот такие бра в виде то ли гробов, то ли крестов, то ли масок
Гостей встречает необычная скульптура. Тут много необычного потому, что школа спиритизма действующая и в ней продолжают проводиться занятия.
Поднимемся наверх
Обратите внимание на перила. Создатели заморочились чтобы вырезать их в бетоне
Каждая деталь интерьера продумана и проработана.
Декоративное оформление начала лестницы - 14 граней
Сумасшедшие изгибы ступеней.
И каждый подъем, каждая лестница оформлены индивидуально и не повторяются.
Мелочи и детали продуманы очень тщательно - смотрите как перила обходят выступ стены
Ничего одинакового. Полная асимметрия. Всё это сложно на этапе проекта, очень сложно на этапе чертежей и адово дорого при строительстве.
Преподавательский корпус.
Неожиданная табличка на двери.
Вы гуляете по зданию влекомые его красотой и всё дальше и дальше , незаметно углубляетесь в этот лабиринт
теряетесь в переходах и лестницах
проходах
и запертых дверях в основном без табличек
Многочисленные лестницы пересекаются, идут параллельно и пытаются вас запутать своей строгой красотой
Несмотря на великолепную погоду, синее небо и безмятежное солнце просвечивающее лучами сквозь гигантские окна, здание внутри производит странное впечатление. Чем больше ты в нем находишься, тем больше накатывает какая-то тревога, неуютное ощущение, что ты потерялся в нём, что тут ни души потому что все спрятались и тайно наблюдают за тобой как ты ходишь по этому пустынному дому. Следят за каждым твоим шагом. И если ты вдруг увидишь что-то, что видеть не нужно - тебе отсюда уже не выбраться.
Тут всё так - на первый взгляд красиво, понятно и доброжелательно, а если присмотреться - совсем не доброжелательно. Гостям тут не рады и посторонним тут не место.
К примеру, вдруг выясняется, что с виду обычный подоконник
специально сделан с сильным подъемом вдоль края с острым выступом
Для чего? Чтобы на нём было невозможно сидеть и подслушивать что происходит за дверьми в соседней аудитории.
Ты испытываешь тревогу, она нарастает и вот ты попадаешь в длинный коридор вдоль которого висят десятки картин.
По-прежнему никого. А на всех картинах один и тот же сюжет - сферические круги, тоннели, свечение…
какие-то силуэты
страдания
На потолках и стенах странные знаки
расставлены вот такие скульптуры
всё это - символы спиритизма
На стенах фотографии учеников и того, как проходят занятия в школе
Конечно под чутким надзором строгих и очень внимательных преподавателей
Многочисленные коридоры продолжают переплетаться, за каждым поворотом вас ждет лестница ведущая в другой зал, а оттуда снова к лестнице и проходу или в тупик, упирающийся в бетонную стену
Здание внутри представляет собой настоящую головоломку. Тут нет никаких указателей. К примеру, неожиданно в углу обнаруживается лифт. В тесной кабинке, по форме напоминающей гроб, двери открываются и вправо и влево. В какую выходить?
В полном одиночестве можно гулять по этому зданию не встретив ни души, а потом за очередной дверью услышать приглушенные голоса. Но они смолкают, стоит потянуть за ручку
Через какое-то время начинает казаться что это ловушка, кругом обман, что это гигантский лабиринт, а стены в нём фальшивые и ты вовсе не один а на самом деле за тобой непрерывно наблюдают чьи-то глаза сквозь потайные прорези. И тут ты вдруг замечаешь смотровые окошки, зачем-то сделанные в дверях.
Кажется, что шестеро сидевших за гранями этого стола встали и ушли как только заметили, что ты входишь в здание
Появляется чувство, что стоит зазеваться, притупить внимание, или подсмотреть в какую-то щёлку, и ты уже не покинешь этот дом - двери запрутся, появятся люди в масках и ты останешься тут навсегда.
Как раз в этот момент ты натыкаешься на неожиданно широкую лестницу,
спускаешься по ней вниз
и оказываешься
в огромном атриуме о существовании которого ты не догадывался.
Отсюда открывается вид наверх, на гигантский витраж с каким-то странным изображением
Долгая лестница с многочисленными пролетами, мостками и переходами в конце концов выводит к его подножью
Кроваво-красный витраж мрачно просвечивает вас насквозь , всматриваясь в вашу душу
Красиво, торжественно и очень непросто.
Напротив - вход в Большой Зал. Разумеется закрыт. Разумеется внутри кто-то есть - слышны голоса.
Двери покрыты мелкой чешуёй - многочисленными ложбинками-морщинами
Плафоны светильников в форме гробов
И снова изломы пролетов лестниц
Повороты, тупики
Замурованные двери
А за окном был тихий весенний день. Мы ходили по этому величественному, красивому, но очень зловещему зданию, спускались на лифте в подвал, слышали отголоски каких-то то-ли спектаклей, то-ли молитв из-за запертых дверей, и всё время чувствовали себя героями фильма «С широко закрытыми глазами». Одиночество и в тоже время полная «свобода» перемещения, музыка и приглушенные голоса только усиливали это ощущение.
И вот, спустя 2 часа вы наконец, с облегчением возвращаетесь в фойе откуда всё началось
Скорее на улицу
Большой парк окружает здание школы
Но и тут всё не просто - весь этот узор скамеечек-тропинок-лавочек имеет свой смысл - он очень часто повторяется в Гетеануме
Иногда натыкаешься на расставленные камни знакомой нам формы
Территорию парка пронизывают странные лучи из бетона, заросшие травой
Площадка является постаментом дерева. Не иначе как барышни как раз вокруг него и водили мистические хороводы
С тыльной стороны находится бомбоубежище на случай авианалета на Гетеанум
Там же протекает ручей, снабжающий бомбоубежище пресной водой
Через какое-то время он вливается в бетонные чаши в форме костей позвоночника
образуя каскады
изгибающиеся в той же причудливой форме, что и дорожки парка
Школу и парк окружает деревушка Дорнах.
С виду это обычная швейцарская деревушка.
Но в ней можно увидеть дома, построенные в разное время учениками и преподавателями школы.
Их легко отличить от обычных домов деревни потому что во всех них читается всё тот же стиль Гётеанум.
Это вот современные постройки
А это более старые
А это одни из самых первых. Дом-гриб
Дом-крик
Я его так прозвал потому, что вход похож на лицо человека с картины Мунка «Крик»
он единственный сделан не из бетона, а из дерева, потому что был построен тогда же, когда строилось и самое первое, деревянное здание школы
весь фасад отделан знакомыми нам по дверям школы чешуйками
А это Дом- лук
Даже сельский магазин
и электрическая подстанция сделаны в узнаваемом стиле
Вроде обычный дом. Но если вы уже посвящены в таинство спиритического братства, то присмотревшись к окнам всё поймете. Как говорится - кто знает, тот понимает. А кто не знает - тому и не нужно ничего знать.
Возможно в этих домах всё ещё живут потомки тех, кто был причастен к созданию школы спиритизма.
Если вы окажетесь в Швейцарии, в скучном Базеле или в симпатичном Цюрихе - не поленитесь - возьмите машину и съездите в деревушку Дорнах. Это стоит того.
Если вы читаете этот текст в ЖЖ, а какие-то фотографии или файлы отображаются некорректно или не проигрываются звуковые файлы (потому что жж не даёт такой возможности), пройдите по
этой ссылке -
https://stepan-ivan.ru/2024/09/14/29-aprelya-dornah/