Julian Glover takes the moral high ground in his article on
Russia (
Comment, 14 February): unlike the disgracefully complicit Germans and French, we should keep our distance and hold fast to our values when dealing with these near-barbarian Russians.
For the past 20 years I have been bringing ordinary educated Russians to study and observe life in this country for three weeks. They have had much to admire. But they first used to ask: "Why does such a rich country have beggars on its streets?" Then they found in the early years of their freedom that beggars were more evident on their streets too. Later they asked: "Why is it wrong for us to fight Chechens who are kidnapping and terrorising peoples of other republics in our own country, but not wrong for you to bomb civilians in Serbia who have done nothing to harm you?"
Then they said: "We like our new leader, Putin, because he is an educated man; he knows Germany well, and speaks fluent German. And of course he tries to learn other languages to understand their cultures. Why do British leaders only know their own language? Why do British people not want to learn about other cultures?" Later they said: "Why do you so admire western democracy if it produces a leader like George W Bush?"
Now they say: "We think there should be press freedom. Of course our leaders are sometimes mocked and criticised in our papers. We enjoy satire. But in your papers journalists every day show contempt for the elected government. Why should we like this freedom?" And finally they say: "We have a very bad problem of alcohol in Russia. But we never see on our streets all these young people - all these girls - vomiting in public. Why does your civil society not stop them from destroying themselves?"
They are polite; they are proud of Russia but also critical, though not necessarily of what we criticise. Their questions are not easy for me to answer.
Karen Hewitt
Перевод от inosmi.ru
Джулиан Гловер выбрал позицию морального превосходства в своей статье о России, опубликованной 14 февраля: в отличие от бесчестно замешанных [в российских делишках] немцев и французов, мы должны не допускать никакой фамильярности и крепко держаться за наши ценности, имея дело с этими варварами-русскими.
Последние двадцать лет я привожу рядовых образованных россиян на трехнедельные курсы - изучать английский язык и наблюдать за жизнью в этой стране. У них было много поводов для восхищения. Но сначала они спрашивали: «Почему в такой богатой стране на улицах попрошайки?» Потом, в первые годы своей свободы, они обнаружили, что и на их улицах появились попрошайки. Тогда они начали спрашивать: «Почему нам нельзя бороться с чеченцами, которые похищают и терроризируют людей в других республиках нашей собственной страны, но вам можно бомбить гражданское население Сербии, не сделавшее вам ничего плохого?»
Потом они стали говорить: «Нам нравится наш новый лидер, Путин, потому что он образованный человек; он хорошо знает Германию и свободно говорит по-немецки. И, конечно, он пытается изучать и другие языки, чтобы понимать культуру других стран. Почему британские лидеры знают только свой собственный язык? Почему британцы не хотят ничего узнавать о других культурах?» Позже они стали спрашивать: «Почему вы так восхищаетесь западной демократией, если она производит на свет таких лидеров, как Джордж У. Буш?»
Теперь же они говорят: «Мы считаем, что должна быть свобода прессы. Конечно, в наших газетах иногда высмеивают и критикуют наших лидеров. Мы любим сатиру. Но в ваших газетах журналисты каждый день выказывают презрение к избранному правительству. Почему нам должна нравиться такая свобода?» И, наконец, они говорят: «У нас в России очень серьезные проблемы с потреблением алкоголя. Но мы никогда не видим на наших улицах всю эту молодежь - всех этих девушек - которых тошнит прямо на улице. Почему ваше гражданское общество не остановит их саморазрушение?»
Они вежливы. Они гордятся Россией, но и относятся к ней критически, хотя необязательно по тем же причинам, что и мы. Мне очень не просто отвечать на их вопросы.