Жестокая борьба за существование. "Оправданная жестокость" Дэвида Кроненберга.

Jan 04, 2012 00:59


Вероятно, название этой ленты, которое звучит как «A History of Violence», не только неправильно перевели на русский язык как «Оправданная жестокость», но ещё и неправильно истолковали. Некоторым кажется, что правильным был бы буквальный перевод названия этого фильма как «История насилия». Однако в этом случае теряется тот многогранный смысл, который канадский режиссёр Дэвид Кроненберг заложил как в название своей работы, так и в саму работу. Ведь в английском языке слово «history», помимо значения «история», имеет и еще одно значение: «предыстория». И как точно это значение соответсовало бы фильму, в котором именно предыстория простого семьянина по имени Том Столл играет переломную роль в его жизни. Но и в этом случае упускается замысел режиссёра, поскольку сам Дэвид Кроненберг сказал, что название его фильма «A History of Violence» имеет три аспекта, которые уж никак не способны отразить переводы «История жестокости» и «Оправданная жестокость». Первый аспект названия этой ленты заключается как раз в предыстории конкретного человека, в частности, Тома Столла. Второй указывает на историческое использование инструмента жестокости в разрешении споров. А третий - на врождённую жестокость человека, которая, согласно теории эволюции Дарвина, является определяющим фактором в борьбе за существование. Третий аспект больше всего подходит к фильму Дэвида Кроненберга, который во многом о том, как человек приспосабливается к нормальным условиям существования, преодолевая возникающие на его пути преграды путём жестокости и насилия.

Том Столл - приличный гражданин американского заштатного городка Миллбрук - вдруг оказывается в центре внимания средств массовой информации после того, как лихо расправляется с парочкой отморозков, направивших пистолет на него и на работницу его закусочной. И в тот момент, когда главный герой, с ловкостью справляясь с огнестрельным оружием, устраняет преступников с хладнокровностью наёмного убийцы, ты понимаешь, что он либо отставной полицейский, либо замаскированный под законопослушного гражданина головорез. Дэвид Кроненберг рисует счастливую жизнь человека, у которого двое прекрасных детей, страстные отношения с женой и… смутное прошлое. И вот, в один прекрасный день жизнь Тома Столла переворачивается с ног на голову, а в тихую гавань бесцеремонно врываются кошмарные образы из прошлого, которые он и рад бы забыть, словно герой Кристофера Уокена из кроненберговской экранизации романа Стивена Кинга «Мёртвая зона», да ничего не получается, потому что бумеранг прошлого, запущенный нами когда-то вдаль, почти всегда возвращается назад.

Дэвид Кроненберг провёл кропотливое исследование двойственности человеческой души, создав напряженную картину не столько о жестокости, сколько о человеческом характере, в котором всегда борются две противоположные сущности. И одна из них всегда оказывается сильнее другой. Это и отражено в характере Тома Столла, который решил порвать не только со своим прошлым образом жизни, но и со своей прошлой личностью, создав оплот в крепких семейных отношениях. Однако Том также самоотверженно готов пойти на всё, лишь бы обезопасить свою семью от взбушевавшихся призраков своего прошлого и сохранить нажитое благополучие. Здесь-то и оказывается оправданным перевод «Оправданная жестокость» (уж простите за тавтологию), ибо всё, что делает Том, он делает ради сохранения себя и своей семьи. Чем не дарвинизм? Дэвид Кроненберг ставит перед семьёй Тома Столла моральную дилемму. Что сделают жена и дети Тома, когда узнают о нём всю правду? Отвернутся от него? Или примут правду о нём со смирением? Чувства всех персонажей кроненберговской истории жестокости проходят проверку на прочность: продолжит ли жена Тома любить его таким, какой он есть, или отвергнет его, не выдержав натиска истины? Уверяю, вам интересно будет это узнать. Ну а неопровержимым доказательством того, что Кроненберг является чистейшим дарвинистом, является наследственная склонность сына Тома к жестокости, которую он оправданно проявляет по отношению к своему однокласснику.
Previous post Next post
Up