Преодолевая разобщенность. "Вместе" Лукаса Мудиссона.

Sep 08, 2011 18:12

Надо сказать, что режиссер Лукас Мудиссон относится к числу тех творцов, у которых, как правило, бывает некий переломный момент, влияющий на изменение стилистического чутья. Как следствие, все методы художественного самовыражения, которыми переменившиеся творцы оперировали в начале карьеры, отбрасываются в сторону. Светлый, поэтический и благозвучный киноязык таких творцов подменяется цинично-грубым, мрачным, похабным способом отображения и запечатления кинодействительности. Так и произошло с авторским фатумом Лукаса Мудиссона. Однако на пути к коренному перелому творческих предпочтений стояла еще одна картина под названием «Вместе», вышедшая в 2000 году и расширившая тематику перевернутых отношений, к которой Мудиссон обращался в своей дебютной работе.

Само название второго полнометражного киносочинения Лукаса Мудиссона уже намекает на то, что речь в фильме будет идти о чём-то сплоченном, взятом в единстве. Так и есть, ведь в ленте «Вместе» центральное место занимает коллектив, а именно коммуна. Коммуна намеренно делится режиссёром на пары, которые пытаются построить отношения (меня могут закидать инвективами и помидорами, но фильм «Вместе» отдалённо напомнил мне популярное российское реалити-шоу «Дом-2», только высокохудожественную версию) и преодолеть тотальную разобщенность людей, обусловленную диктатом цивилизации. Не зря члены коммуны дистанцируются от навязчивых плодов прогресса и ведут скромное существование, лишенное телевизора и зрелищ. Заслуга Мудиссона состоит в том, что, сосредотачивая повествование внутри коллектива, внутри одного дома, он удивительным образом доносит до зрителя факт разгула и господства цифрового века за окнами дома, в котором живет разношерстная компания хиппастых антагонистов. Мы не наблюдаем разрастающихся и пыхтящих изобилием мегаполисов, но ощущаем их существование вне действия, которое развивается на экране. Вывод о том, что коммуна бежит от цивилизации, мы делаем, исходя из действий членов коммуны, которые ведут бесконечные политические и идеологические диспуты, отгораживают себя от выхлопов техногенного настоящего, от комфортабельного головокружения буржуазного благосостояния. «Вместе» - это поведанная без каких-либо стилистических изысков, но с долей умиления и трогательности история о сплоченности и, одновременно, разобщенности людей, о социальной группе, оставшейся один на один с миром перевёрнутых ценностей, в конце концов, о попытке сплотиться в условиях разобщенности. И финальный эпизод, когда герои фильма все «вместе» играют в футбол на снегу, трогательно и волшебно доказывает, что люди могут и должны быть счастливы, несмотря на сексуальную ориентацию, политические и идеологические убеждения, склад характера. Все это преодолевается, когда люди «вместе».

Гомосексуальность вновь используется Мудиссоном как основа экранного действия, однако в этот раз она как бы рекурсируется, охватывает уже нескольких персонажей. Режиссёр хоть и с явным запозданием, но с точным попаданием во временной промежуток, воспроизвел нонконформистское настроение хиппастых антагонистов, которые провозглашают себя вестниками свободной любви и свободной мысли. Самым неприятным и взбучивающим душу эпизодом в фильме «Вместе» является, на мой взгляд, эпизод, когда Йоран с грехом пополам отпускает свою девушку Лену к другому парню (ведь у них свободная любовь, free love знаменитая), а затем вынужден, лежа на кровати, слушать, как в соседней комнате его возлюбленная задыхается в блаженственных стонах. Честно говоря, от этого сердце обливается кровью.

Таким образом, именно на ленте «Вместе» заканчивается начальный период творчества шведского режиссёра Лукаса Мудиссона, в котором он дважды сумел доказать неотъемлемое право человека на счастье и передать через свои поистине простые картины контрастную палитру общечеловеческих ценностей. Заканчивается начальный период, который был наполнен светлым и жизнелюбивым духом, и начинается период мрачный и грубый, сумрачный, как звучание тромбона.

Previous post Next post
Up