«Читай. Во Имя Господа твоего, который сотворил. Сотворил человека из сгустка. Читай. Воистину Господь твой Наищедрейший. Научил человека перу (писать)». Священный Коран, 96:1-5
Сегодня будет много текста и не связанных с ним картинок :)
27 августа. Восьмой день экспедиции мы провели на турбазе «Славянское подворье» в Ульяновской области, на полуострове, окруженном со стороны Волги Юрманским, а со стороны речки Урень Ивановским заливами. Невероятная красота местной природы стала отличным фоном для записи очередных аятов в рамках фильма «10 аятов, которые изменили жизнь». Об этом проекте, который осуществляется параллельно со съемками нашего фильма «Почему?», мы сегодня и хотим рассказать. К тому же это отличный повод разъяснить ряд разнообразных мусульманских терминов, которые встречаются в наших ежедневных отчетах.
Аят в переводе с арабского дословно означает «знамение», «откровение» или «чудо». Этим словом обозначаются мельчайшие структурные единицы Корана. Важно понимать, что Священная для каждого мусульманина книга Коран ниспослана на арабском. Все остальное - это лишь переводы Священного Писания на другие языки. Ниспосланный Пророку текст Корана, состоящего из разрозненных стихов-аятов, был собран в единую книгу уже после смерти Мухаммада при одном из его сподвижников, первом праведном халифе Абу Баре.
Аятами также называют различные явления, процессы и события, которые подчинены определенным закономерностям и подтверждают собой существование Аллаха (Бога). Коран состоит из аятов и каждый мусульманин призван размышлять над их значением и ориентироваться на них в своей повседневной жизни.
В Коране слово «аят» упоминается 382 раза. Количество аятов - свыше шести тысяч. Из аятов состоят суры (главы) Корана. Всего в Коране 114 сур. Количество аятов в сурах варьируется от 3 до 286. Все аяты подразделяются на две основные категории: мухкам и муташабих.
Мухкам - это аят, который содержат в себе только один смысл (дословно этот термин переводится, как «ясный для понимания»). В исламе аятами-мухкамами являются, например, те, в которых рассказывается об основополагающих принципах Ислама, таких как намаз (молитва), халяль (дозволенное), харам (запретное), закят (милостыня), хадж (паломничество в Мекку), саум (пост в месяц Рамадан) и прочих. Вторая основная группа аятов (а есть и еще несколько менее распространенных категорий) - это аяты-муташабих. В отличие от мукхам они несут в себе двоякий смысл, который требует трактовки.
Для подготовки «10 аятов, которые изменили жизнь» канонический редактор проекта, выпускник факультета исламского права Международного университета Аль-Азхар в Каире, участник экспедиции Why Way Ильяс Ганиев подобрал десять аятов, каждый из которых раскрывает одно из нравственных качеств Пророка. Ильяс хазрат постарался, опираясь на личный пример Мухаммада, передать то, как заключительный посланник Всевышнего применял эти качества, как они проявлялись в его жизни.
Каждая глава дневника нашей экспедиции начинается с эпиграфа, в качестве которого мы используем один из многочисленных аятов или хадисов. Хадисы («хадис» дословно означает «предание», «рассказ») - это огромное количество преданий о словах и действиях пророка Мухаммада, которые изначально передавались его сподвижниками. Хадисы затрагивают разнообразные стороны жизни мировой мусульманской общины (уммы). Каждый мусульманин в своей повседневной жизни обязан ориентироваться на аяты и на хадисы, в которых содержатся, как основные, базовые доктрины Ислама, так и практические советы и наставления практически на все случаи жизни.
В рамках фильма «10 аятов, которые изменили жизнь» мы провели серию съемок: наш канонический редактор, Ильяс хазрат, в мечети, в лесу, на берегу реки или в чистом поле читает на арабском один из отобранных заранее аятов, а потом на русском языке комментирует каждый из них.
Кстати, слово «хазрат», которые ставится после имени, означает, что речь идет о человеке, деятельность которого связана с религией. Хазратами могут быть не только имамы мечетей, но и преподаватели, богословы, ученые, а также, например, представители различных мусульманских организаций. В общем, хазрат - это уважительная форма обращения к человеку, чья деятельность так или иначе связана с Исламом. Что касается имамов, то имамами, как правило, называют заведующих мечетями духовных лиц. В более широком смысле, имамом считается любой знаток Корана, который проводит молитву-намаз. Слово «имам» дословно переводится, как «стоящий впереди» или «тот, кто руководит молитвой».
Ильяс Ганиев: Сначала я беспокоился по поводу качества реализации фильма «10 аятов, которые изменили жизнь». При записи первых двух-трех аятов были сложности, что-то не получалось, но, слава Богу, сегодня у нас все пошло так, как надо. Нам удалось найти подход к записи аятов, ту самую «золотую середину» между каноническим текстом и его трактовкой, которая, как я надеюсь, будет понятна любому нашему зрителю. Надеюсь, в ближайшие дни мы столь же успешно сможем записать оставшиеся аяты и комментарии к ним.
Я прошу помощи у Всевышнего в этом совсем не простом проекте, а также рассчитываю на ваши молитвы, которые помогут нам осуществить задуманное. Ведь, как сказал Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует), мольба одного человека за другого принимается Творцом.
Динар Валеев: Мы много обсуждаем в поездке. Почему так, а не иначе... Почему делают или не делают... Вечером увидел пост в Facebook, что Соборной мечети Нижнего Новгорода 100 лет. Какая радость! Да, только, когда мы туда заехали, нас и намаз-то не хотели пускать прочитать. Слава Богу, у хазрата хватило мудрости меня выслушать и пустить нас в мечеть, чтобы совершить молитву и сделать несколько шикарных кадров, которые вы видели в отчете экспедиции.
Вспоминаю фразу: «Ислам идеален, а люди нет». Прошу каждого, а, в первую очередь, себя, обратить внимание на свои мысли, поступки. Если уж мы говорим, что мы мусульмане, так давайте соответствовать этому.
Оооооогромное спасибо всем, кто повстречался нам на пути и всей супер команде экспедиции Why Way.
Даниил Ширяев: Экспедиция потихоньку подходит к концу и у меня есть большое желание ударно провести завершающую часть съемок. При этом, во мне крепнет уверенность, что все получится. За время путешествия наша команда, как мне кажется, стала более сплоченной, а наше взаимодействие - еще более отлаженным.
Впереди нас ждут восстановленная в чистом поле древняя столица Волжской Булгарии - музейный комплекс рядом с городком Болгар, а также Ульяновск, проездом, и несколько деревень Нижегородской области. В связи с этим для меня главный вопрос, на который я постараюсь найти ответ, заключается в том, насколько сильны отличия между мусульманами, живущими в городах, и их единоверцами из сельской местности. Что-то подсказывает мне, что разница между ними будет существенная.
Степан Каморный: Я все пытаюсь найти какие-то несоответствия, какие-то бреши в позициях тех, кого мы встречаем на своем пути. Задаешь провокационные вопросы, придумываешь какие-то дурацкие ситуации, чтобы спровоцировать собеседников, чтобы заставить их раскрыться и сказать что-нибудь не то, но когда я задаю им такие вопросы, они отвечают спокойно, здраво, без фанатизма. Пожалуй, главное, что я вижу в этих людях - это их здравомыслие. Если я сам никогда и не прийду к религии, то определенно точно людям, которые пребывают в поисках себя, в поисках своего пути буду советовать обратиться к изучению Ислама.
Когда я говорил, что Ислам - это религия для облегчения жизни, я также говорил, что она облегчает жизнь самим мусульманам. Это верно и не верно одновременно.
Это очень сложная религия, очень не простая в плане созидания и выполнения всех необходимых предписаний.
Очень не просто молится пять раз в день, очень не просто родить и воспитать троих детей, а потом взять из приюта еще пару, в конечном счете, очень сложно брать пример с того, кого ты никогда не видел, и о ком ты прочитал в Книге.
При этом Ислам не тянет тебя вниз, а, наоборот, помогает расти физически, духовно, материально.
За эту неделю я встретил людей, которые помогли мне практически досконально разобраться во всех интересующих меня вопросах. Белые пятна, конечно же, еще остались, и я намерен продолжать изучать эту религию.