Случайным образом оказался обладателем девятитомного собрания сочинений Ромена Роллана. Фактически за бесценок. Давно хотел познакомиться с его произведениями, а тут такой повод. С ходу прочитал три драмы Революции и утонул в них: "14 июля", "Дантон" и "Робеспьер".
Пьесы Роллана из цикла "Театр революции" написаны в период с 1898 по 1902 годы ("Робеспьер" вышел в 1939 году). Писатель хочет не только осмыслить прошедшие грандиозные для Франции события (Роллан пишет о том, что проделал серьезную работу с документами и источниками). Он ставит перед собой задачу погрузить читателя в ту эпоху, передать ее настроение: " ... Здесь отдельные личности растворяются в народном океане. Чтобы изобразить бурю, нет надобности выписывать отдельно каждую волну - нужно написать бушующее море". Но даже и этого Ромену Роллану видится мало: "Под влиянием зрелища, изображающего действие, должна родиться и воля к действию".
Надо сказать, что меня - читателя - сразу унесло в бушующее море Революции. Это именно то осмысление, которого ждал французский народ. Осмысление, которое не пытается очернить или обелить отдельные фигуры, но передать всю гамму страстей и передать испуг автора перед этой необузданной стихией. Каждый, кто войдет в нее, уже не подчиняется целиком самому себе - он, как писал Гете, "части часть". Единственной возможностью пройти через смерть и "бросить якорь в будущее" (Сен-Жюст) остается полагание на собственную совесть, честность и любовь к своему народу.
После прочтения испытываю легкую зависть к французам. Сто лет - достаточный срок, для подробного изучения документов, для осмысления истоков, причин и последствий событий, их взаимной связи - прямой и косвенной, для определения исторического места той или иной фигуре. За сто своих лет Франция руками своих крупнейших историков (таких как
Ипполит Тэн) кропотливо собирала мозаику. Опираясь на труды Тэна, Роллан создал для Франции образ Великой Французской Революции.
Сейчас 2016 год. Что же имеет Россия, приближающаяся к столетию Великой Октябрьской Революции? И имеет ли вообще что-либо, кроме низкопробных фальшивок? Или мифы о благородстве Колчака (официального военного преступника, кстати), причастности Ленина к получению денег немецкого правительства или миф о причастности Ленина к расстрелу семьи бывшего царя это и есть наше осмысление?