В минувшие выходные прошла заключительная встреча
литературного клуба, на которой обсуждался «Вишневый сад» Чехова. Предварительно вооружившись рекомендациями по правильному чтению
«в целом», дополнил «экипировку» статьей Томаса Манна «Слово о Чехове» и заметкой
«О Чехове. После лекции» Ильи Роготнева.
Первое, что приходит на ум, после прочтения «Вишневого сада», это несоответствие жанра комедии с общим впечатлением. Нарастающая горечь превращает любую улыбку в гримасу. Тягостное состояние два раза обрывается взвизгом струны, которая как нагайка бьет резко и больно.
Непонятно как отнестись к персонажам пьесы - кого из них жалеть, а кого возненавидеть.
В Вишнёвом саде Раневской каждое деревце подобно белой душе ее предков. Но Раневская легко бросает свой Рай, убегая к любовнику в Париж. Белое счастье этих предков было куплено слезами мужиков - крестьян. Купец Лопахин - выходец из крепостных Раневских, ему в диковинку стать обладателем барского имения, где бесправными изгоями ходили еще его дед и отец. Для него вишневый (с ударением на первом слоге) сад лежит в поле коммерческого интереса: если он не будет приносить прибыль, то будет срублен. Есть ли вина Лопахина в уничтожении того, что, по сути, давно уже уничтожено руками самих Раневских и Гаевых? Раневская вкусила плод Парижа и навсегда изгнана из Рая.
К каждому из действующих лиц можно отнестись с теплотой, увидев внутри человека, и каждый из них далек от идеала. Если
всем плохо и всё плохо, то есть ли выход? И как понять, на чьей стороне сам Чехов?
«Жизненная правда,- говорит Томас Манн,- к которой, прежде всего, обязан стремиться писатель, обесценивает идеи и мнения: она по природе своей иронична, и это часто приводит к тому, что писателя, который превыше всего ценит истину, упрекают в беспринципности, равнодушии к добру и злу, отсутствии идей и идеалов».
Получается, Чехов нарисовал для нас картину и ждет, что мы отойдем на три шага назад, чтобы охватить взглядом всё полотно, рассмотреть и слить воедино множество сюжетов, не ожидая расшифровки автора. Но это не значит, что писатель холоден и бездушен.
«Чехов,- продолжает Манн,- протестовал против такого рода упреков: он доверяет читателю, пусть тот сам восполнит отсутствующие в рассказе скрытые, «субъективные», то есть касающиеся авторского отношения к описываемому элементы, сам догадается о том, какую моральную позицию занимает автор».
Вишнёвый сад для избранных - не христианский рай, он мог стать таким, если бы предполагал всеобщность. Элитарность и разврат превратили Вишнёвый сад в «вишневый», вырубка которого стала необратимой.
Проблема дворянского сословия оказалась в неспособности и нежелании наполнить душу каждого белым цветом, в котором хранится память о предках и который ожидает всякого, покидающего земной мир. «Кухаркины дети» не допускались за врата.
Но пустить под топор Вишнёвый сад - кощунство.
ilya_yu пишет: « < > …Пусть в действительности нет места для рая на земле, но без него она превращается в ад. Либо невозможное царства добра, либо оставим реальности превратиться окончательно в царство зла».
В Чеховской безнадеге есть просвет и надежда на лучший мир. Но только от нас самих зависит сохранность «Вишневого сада», в котором должно найтись место всякой душе.
И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще,
Чтоб войти не во всем открытый,
Протестантский, прибранный рай,
А туда, где разбойник и мытарь
И блудница крикнут: вставай!
Н. С. Гумилев