В прошедшую субботу обсуждали на
клубе "Фауста". Понимаю, что комментируя "Фауста" Гете рискую нарваться на критиков - дескать, на кого замахнулся! Но какой-то же остаток должен выйти после прочтения книги и материалов по ней, потому буду его фиксировать. Не обессудьте.
Пытаясь разобраться в цепочке "Великого Инквизитора", прокинутой от "Братьев Карамазовых" Достоевского к "Дону Карлосу" Шиллера, неизбежно затрагивается тема взаимоотношений Шиллера и Гете. Последние дружили между собой, входили в общие интеллектуальные круги и, в итоге, кардинально разошлись во взглядах на жизнь. В общем, обсуждение первой части "Фауста" напрашивалось само собой.
Основные мысли, отмеченные мной после обсуждения на
литературном клубе.
Центральная тема первой части - заключение договора между дьяволом и человеком, обеспеченное душой последнего, за услугу дьявола - предоставить все возможности, для постижения земных страстей. Упрощая, я бы сказал так: пресытившийся премудростями человек впал в тоску и потерял смысл жизни. Чем и воспользовался черт, предлагая "прыгнуть в омут с головой". Поскольку искушение идет с прямого разрешения Бога, то получаем классический библейский сюжет -
притчу об Иове.
Сам Фауст соорудил "башню из слоновей кости", ищя соединения с природой, в которой и видит главную силу. Дух Земли, вызванный Фаустом, презрительно на него смотрит и отказывается идти на контакт. Что, собственно, и послужило разочарованием Фауста, склоняя его к суициду (от которого его спасло пасхальное пение). Договор с дьяволом он рассматривает как некую предварительную ступень на пути к вожделенной природе. К последней, Фауст регулярно обращается, в поиске утешения. В этом основное отличие от упомянутого сюжета притчи об Иове, в которой человек получил возможность подняться над самим собой.
Получаем, что в наличии имеются три силы: Бог, дьявол и Природа. При этом, дьявол подчиняется Богу, но признается, что Природа - вне его власти и даже побаивается ее.
Заканчивается первая часть поражением Любви и победой Света. С одной стороны, Фауст, сея зло, отказывается остаться с Маргаритой, чтобы разделить с ней участь казни. С другой стороны, Гретхен, преодолевая искушение черта, получает спасение души ценой собственной жизни. Т.о. тема спасения вводится дважды.
Гете дал образ человека, пресытившегося земной жизнью и находящегося в поиске тайн духовной. Он с любопытством заглядывает в бездну и проваливается в нее. В отличии от Иова, который, во-первых, не имеет желания в нее глядеть, а, во-вторых, находит в себе силы ее преодолеть - как очередное испытание своего духа. Судьба этого образа остается в тумане - высшие силы еще имеют власть над адом, но альтернативой становится
"Ничто". На которое, по словам
супруги Шиллера - Шарлотты,- сделал ставку Гете.
"На всё готов я, всё я испытаю:
В твоем «ничто» я всё найти мечтаю".