В поисках виноватого: о быте и политике.

Sep 07, 2015 16:01



В практику человеческих взаимоотношений все чаще входит модель "Ищем виноватого!", которая, осознанно или нет, прячет возникающие проблемы за стальные двери, вытаскивая наружу только бурю эмоций. Проще говоря: разум засыпает, просыпаются инстинкты. Подход "Ату его!" можно увидеть не только в бытовых ситуациях, но и в политической практике.


В этой путанице можно было совсем потеряться, а сердце Алеши не могло выносить неизвестности, потому, что характер любви его был всегда деятельный. Любить пассивно он не мог, возлюбив, он тотчас же принимался и помогать. А для этого надо было поставить цель, надо твердо было знать, что каждому из них хорошо и нужно, а утвердившись в верности цели, естественно каждому из них и помочь. Но вместо твердой цели во всем была лишь неясность и путаница. «Надрыв» произнесено теперь!
Ф.М. Достоевский "Братья Карамазовы"



В книге "Грамматика общения" Юлии Сергеевны Крижанской (которую я как-то раз уже упоминал) есть  глава, посвященная ролям в позиции общения. Там приводится схема установок, разработанная Э. Берном. В сокращенном виде, ее можно передать так. Два собеседника относительно друг друга могут занимать три типа ролей: ребенок, родитель, взрослый. Первые две выражают отношение подчиненного или подчинения, и только позиция "взрослого" направлена на взаимодействие с реальностью. В качестве простого примера берется случайный порез жены и реакция на него мужа. Реакция "муж-родитель" направлена на перевоспитание жены: "Ничего удивительного! Ты неловкая!". Реакция "муж-ребенок" создает защиту от неприятной ситуации: "Ну почему так не вовремя, теперь мы опоздаем в кино". И только желание отреагировать на реальные обстоятельства (здесь, помочь) будет реакцией "Взрослого": "О, тебе, наверное, больно. Сейчас я тебя перевяжу". Удивительно, как поведение "Взрослой роли" совпадает с деятельным характером любви, в приведенной выше цитате из "Братьев Карамазовых" и как остальные "надрывные" роли вносят неясность и путаницу.

Поиск виноватого - верный способ избежать решения задачи (проблемы).

В быту, как следует из книги, люди неосознанно применяют все типы ролей. Хотя, понятно, стремиться необходимо именно к взрослому типу поведения.

Ну а что же в  политической жизни?


Одна из наиболее простых "грязных" технологий - "поиск виноватого". На первом этапе ищется любой маломальский мелочный повод, за который нужно зацепиться: найти яму на дороге или нехорошее слово на заборе. Если подходящий повод под руку не попадается, то можно выразить возмущение "фундаментальными проблемами" в городе, области, стране. Ключевым отличием от деятельной критики будут общие формулировки - "за все хорошее, против всего плохого". Достоинство такого подхода в том, что всегда можно сделать шаг в сторону и сказать: "Ну, я же вам говорил, вот видите!".


Вторым этапом, создается негативный собирательный образ, в котором сходятся все "фундаментальные проблемы". Это очень удобно - своей вины и ответственности за происходящее нет, а враг найден. Выходившие на Майдан украинцы предпочитают искать "плохого президента" - Януковича или Путина, но не признаться в том, что, выходя на площадь с гневными матерными криками, они своими руками сорвали резьбу и пожинают свои плоды. Кстати, использование пресловутого образа "злого Суркова", который любит использовать известный славянский беглец, из той же серии.

На третьем этапе говорится: "Они - плохие, должны уйти, а мы - хорошие, придем". Ни о каких компромиссах и договоренностях, ни о каком общественном договоре - и речи быть не может. Только война! Ну а кто сказал, что "бескомпромиссный герой" вылеплен из иного теста? Что же, Яценюк лучше Азарова? Или Навальный победит коррупцию? Эльдар Рязанов в своем фильме "Гараж" ярко продемонстрировал образы людей, не желающих искать компромиссы.


Взрослое поведение, в быту и в политике, предполагает взаимодействие с реальностью и описывается словами Григория Мелехова: "Неправильный у жизни ход, и, может, и я в этом виноватый". В ином случае, наступает "эмоциональный надрыв" и раздувается пузырь. А имитация политической работы и борьбы за идеалы заменяет деятельный подход.

надрыв, эмоции, воспитание

Previous post Next post
Up