Тезисы о русской литературе: воскресение и преображение.

Sep 03, 2015 13:01



Уважаемая flojolet в серии своих заметок натолкнула меня на замечательную лекцию Анастасии Георгиевны Гачевой. Богатство содержания ее выступления оказалось настолько глубоко, что часовой выпуск пришлось штудировать с карандашом, выписывая тезисы. Гачева дает развернутый анализ произведений Николая Васильевича Гоголя, Льва Николаевича Толстого и Федора Михайловича Достоевского с позиций русского мыслителя Николая Федоровича Федорова. Его позицию можно не принимать, но пища для размышлений дана изрядная. Пусть останется на память.


Н.В. Гоголь  1:00 - ссылка.
Заметка flojolet : «… вызови из хаоса стройность, и спаси …»
Пафос смерти. "Мертвые души". Художественно-философская проекция. Воскресительное дело. В основе сюжета торг Мертвых Душ Гоголь рисует зачатки личностного, уважительного отношения к Метвым Душам. Фрагмент про то как Собакевич дорого продавал: "Ведь я продаю не лапти ...". Собакевич подробно описывает каждую личность.
Фигура Плюшкина. Описание Плюшкина - молодость, живы близкие. Постепенное иссякание реки жизни. Умерла жена, иссыхали чувства. Плюшкин невротически все собирает, накопительство. Некий музей - память прошлого. Каждая вещь несет смысл. Аналог: Плющев в котловане Платонова. Образ памяти: пропадает все без следа в этом мире. Помещики - мертвые души, которые должны воскреснуть. Нравственное воскресение.

Л.Н. Толстой    9:40 - ссылка.
Заметка flojolet : Л.Н. Толстой о смерти и смысле жизни.
Нравственная ответственность человека и за свою жизнь и за жизнь мира. Тема нравственного перерождения. Нравственный переворот, который рождается из острого ощущения греха и недостоинства прежней жизни. Исповедь Толстого. История творится не индивидуальностями-одиночками, а коллективом. "Исповедь". Я устал смотреть на жизнь, сквозь зеркальце искусства. Искусство должно реально влиять на жизнь. Переживание смертности. Осознание на краю смертного конца. Смерть - разоблачитель мишурности жизни. Притча о человеке-единороге. "Смерть Ивана Ильича". Понятное существование человека (норррмальное) нарушается и перед лицом конца человек начинает чувствовать, что вся жизнь, которую он вел - неправильная. Одиночество. "Записки сумасшедшего". Бессоница. Есть беды, на которые наша жизнь не отвечает. Толстой выстраивает мощную религиозно-этическую систему, которая могла бы вернуть остро переживающему человеку смысл в мире. Толстой пошел по линии реформирования христианства. Христос - нравственный проповедник. Толстой ставит во главу угла этику. Человек должен менять себя. Блестящий светский бал, офицер бьет после бала человека в кровь. Сознание смертности и острый социальный пафос, связанный с уважением к человеческой личности, которую нельзя унижать. Народный характер, который рисует Толстой. Бунт против неправедного устройства государства и общества. Нравственная система, базирующаяся на христианских заповедях. Заповедь любви - центр учения Толстого. Вторая тема - труда и трудового отношения к мира. Неправда барского существования. Дворянство. Служение государству - служивое дворянство. Вольности. Сословие хотело - служило, хотело - не служило, крестьяне - вещь, жизнь в праздности. Толстой выступает против праздности. Проповедь о прощении. Скромная жизнь Толстого. Каждый человек должен работать, свой хлеб добывать, не обесценивать труд. Любое действие в повседневной жизни имеет смысл, если делаем его с любовью по отношению к делу и людям. Толстой был против государственного принуждения. Был против армии, против войны. Интерес к Востоку. Период "неделания". Толстой отталкивался от "полицейской, огусадарствленной церкви". Толстой против церкви на службе государства. Достоевский тоже.

26:00  - ссылка.
Несвободная церковь. Вера, которая защищает себя штыками государства - не вера. Эпатаж Толстого: "Люблю эту курноску".Но Христос только как нравственный проповедник - редукция образа. Х. не только проповедует, но и воскрешает. Власть духа над материальным естесством.

Картиная Ге "Тайная вечеря". 30:00 - ссылка.


Ге. Распятие.


Христос не только человек. Богочеловечность - в будущее. Достоевский будет говорить о царстве божием на земле. Христианство не бросает материю, а преображает.

Ф. М. Достоевский    33:18 - ссылка.
Заметка flojolet : Идея Федорова о всечеловеческом братстве у Достоевского
Достоевский пытается соединить пафос возделывания внутреннего человека с пафосом человека в истории. Идея воскресения.
Благоразумный разбойник. В последний момент раскаивается. Образ человека, который в последние минуты жизни осознает, что жил неправильно и ему открывается полнота веры. 35:00 - ссылка.


Не было возможности исправить жизнь. У героев Достоевского время исправить жизнь есть. Преступление и наказание чем заканчивается. Алеша в конце у камня говорит, что в основе их братства память (об Илюше), но расходимся деятельными, главное христианское чаяние: "непременно восстанем непременно увидим и радостно расскажем". Алеша Карамазов - идеал положительного человека, человека-деятеля 37:00 - ссылка.

Живая личность, не чужды простые эмоции. Обрел высшую идею существования. Самоубийство от бесцельности жизни. "Хочу жить для бессмертия, а половинного не принимаю". В Мертвых Душах человек не брат другому. Алеша иначе - с доверием, любовью и сердечным вниманием. Идея Федорова восстановления братства и родства. Тайна братства скрывается в отцах. Через любовь к родителям. Усилие памяти любви к уходящим. А что делать, если отец сам не заботится о детях? Любить такого или нет? 41:24 - ссылка.

Дмитрий Карамазов - страстная личность, рисует сценарий убийства отца. Смердюков, фактически, по этому сценарию убивает. Злое желание перетекает в злое действие. Иван К. попустительствует убийству идеалом вседозволенности. Отцеубийство становится нравственно невозможным. Смердюков - кончает с собой, Дмитрий на каторгу, Иван сходит с ума. Отца убить нельзя. Вторая линия. Илюшечка, который любит отца. Отец у него мелкий кляузник. Капитан Снегирев говорит: надо же, чтобы и такого как я кто-нибудь возлюбил. Нравственная работа человека над собой. 46:00 - ссылка.

Тема обожения человека. Образ того, чем человек должен быть в его природе, во плоти является Христос.
Рублев. Образ спасителя.


Образ преображения господня на горе Фавор.


Александр Иванов. Преображение.


Бесы. Достоевский: Христос приходил на землю для того, чтобы показать, что земная природа духа человеческого может проявиться в таком блеске в самом деле во плоти, а не только в идеале. Что это возможно. Для Толстого Христос только проповедник, для Достоевского Христос - воскреситель. В "Идиоте" Достоевский ставит художественный эксперимент над представлением о том, что Христос только человек. Толстой считал, что Христос только человек-проповедник. Восприятие Христоса как воспринимал Пилат. Для Толстого воскрсения не было. В романе "Идиот" Достоевский рисует мир, в котором не было воскресения. Князь Мышкин тоже идеальный человек (как Алеша Карамазов). Доверчивый. Большой ребенок. Как Алеша ко всем относится со вниманием. Роман заканчивается катастрофой. В конце видит картину "Мертвый Христос".
Картина Ганса Гальбейна "Мертвый Христос". 49:37 - ссылка.


От этой картины вера может пропасть.
Идиот. Мышкин уходит в горы, видит красоту природы. Зачем этот мир одного меня счет за лишнего. Тютчев.
В подготовительных материалах к "Бесам": Христос человек не есть спаситель и источник жизни.
Идиот. Образ эпилепсии князя Мышкина. Образ стреноженности, ограниченности. Ты вдохновлен и вдруг природа тебя обрубает припадком. В "Идиоте" это трагическое вопрошание, а не решение проблемы.
У Достоевского. умерла дочь - Соня. Личностное переживание от того, что уходит бесконечно любимое, дорогое существо.
"Братья Карамазовы" - пасхальный роман. Достоевский дает надежду и воскрешение Христа. Образ Христа появляется в поэме "Великий Инквизитор". 57:30
Воскрешение Лазаря.


У Алеши Карамазова есть реальный отец-Федор и духовный отец - Зосима. Смерть Заосимы - толчок к бунту у Алеши. Почему силы природы не пожалели праведника?! Ночью Алеша приходит и слышит чтение Евангилевского сюжета о том как Христос пришел к людям и обратил воду в вино. Образ материального естесства, которое преображается в богоматериальное. Преображение тела смертного в тело духовное. Акт обращения воды в вино - акт любви. Сон Алексея. "Кана Галилейская". Пир, огромное кол-во людей, посреди Христос, встречает воскресшего Зосиму. Пир жизни. Включает в себя всех. Преодолевается смерть. Алеша обретает высшую идею существования. А. выходит из кели старца и целует землю. Чувствует как нити миров божих сходятся в душе его. Ключевая идея - обетование, преодоление смерти, нового строя мира, в котором не будет смерти и розни. Активность этого дела. Зосима: неустанно работай, а дела много будь. Исход из монастыря в мир - расширение монастыря. Достоевский рисует образ будущего, когда изыдут из монастыря духовники и пойдут в мир. Заканчивается роман "Братья Карамазовы" словами "Непременно узнаем, непременно увидим...".

1:06:00 - ссылка.
Образ братского бытия народов. В "Пушкинской речи" у Достоевского мысль: Россия должна изречь слово общей гармонии и братского окончания всех времен по христианскому закону. Новый строй отношений.
В человеке есть колоссальные возможности выбора в пользу добра. Каждому человеку открыты двери спасения. "Разбойник благоразумный". Чаяние апокастасиса. Всеобщее спасение, спасение каждого.
Преступл. и наказание. Старушка-процент. Тоже ее нельзя убить. Тоже не вошь. Есть какая-то черточка, за которую можно полюбить и простить.

1:10:00 - ссылка.
Фреска Рублев. Апокалипсис.


Пасхальная радость. Нет отверженных. Сонмы преображенных людей,
Калька. Можем дать себе право на осуждение, что кто-то недостоин. Но пафос Достоевского - сердце милующее, не означающее примиренности со злом. Борется со злом, но не борется со злыми. Хочет человека преобразить, открыть двери спасения.

Гоголь, Достоевский, книги, Толстой, литература

Previous post Next post
Up