Уважаемая
flojolet в
серии своих заметок натолкнула меня на замечательную
лекцию Анастасии Георгиевны Гачевой. Богатство содержания ее выступления оказалось настолько глубоко, что часовой выпуск пришлось штудировать с карандашом, выписывая тезисы. Гачева дает развернутый анализ произведений Николая Васильевича Гоголя, Льва Николаевича Толстого и Федора Михайловича Достоевского с позиций русского мыслителя Николая Федоровича Федорова. Его позицию можно не принимать, но пища для размышлений дана изрядная. Пусть останется на память.
Н.В. Гоголь 1:00 -
ссылка.
Заметка
flojolet :
«… вызови из хаоса стройность, и спаси …»Пафос смерти. "Мертвые души". Художественно-философская проекция. Воскресительное дело. В основе сюжета торг Мертвых Душ Гоголь рисует зачатки личностного, уважительного отношения к Метвым Душам. Фрагмент про то как Собакевич дорого продавал: "Ведь я продаю не лапти ...". Собакевич подробно описывает каждую личность.
Фигура Плюшкина. Описание Плюшкина - молодость, живы близкие. Постепенное иссякание реки жизни. Умерла жена, иссыхали чувства. Плюшкин невротически все собирает, накопительство. Некий музей - память прошлого. Каждая вещь несет смысл. Аналог: Плющев в котловане Платонова. Образ памяти: пропадает все без следа в этом мире. Помещики - мертвые души, которые должны воскреснуть. Нравственное воскресение.
Л.Н. Толстой 9:40 -
ссылка.
Заметка
flojolet :
Л.Н. Толстой о смерти и смысле жизни.Нравственная ответственность человека и за свою жизнь и за жизнь мира. Тема нравственного перерождения. Нравственный переворот, который рождается из острого ощущения греха и недостоинства прежней жизни. Исповедь Толстого. История творится не индивидуальностями-одиночками, а коллективом. "Исповедь". Я устал смотреть на жизнь, сквозь зеркальце искусства. Искусство должно реально влиять на жизнь. Переживание смертности. Осознание на краю смертного конца. Смерть - разоблачитель мишурности жизни. Притча о человеке-единороге. "Смерть Ивана Ильича". Понятное существование человека (норррмальное) нарушается и перед лицом конца человек начинает чувствовать, что вся жизнь, которую он вел - неправильная. Одиночество. "Записки сумасшедшего". Бессоница. Есть беды, на которые наша жизнь не отвечает. Толстой выстраивает мощную религиозно-этическую систему, которая могла бы вернуть остро переживающему человеку смысл в мире. Толстой пошел по линии реформирования христианства. Христос - нравственный проповедник. Толстой ставит во главу угла этику. Человек должен менять себя. Блестящий светский бал, офицер бьет после бала человека в кровь. Сознание смертности и острый социальный пафос, связанный с уважением к человеческой личности, которую нельзя унижать. Народный характер, который рисует Толстой. Бунт против неправедного устройства государства и общества. Нравственная система, базирующаяся на христианских заповедях. Заповедь любви - центр учения Толстого. Вторая тема - труда и трудового отношения к мира. Неправда барского существования. Дворянство. Служение государству - служивое дворянство. Вольности. Сословие хотело - служило, хотело - не служило, крестьяне - вещь, жизнь в праздности. Толстой выступает против праздности. Проповедь о прощении. Скромная жизнь Толстого. Каждый человек должен работать, свой хлеб добывать, не обесценивать труд. Любое действие в повседневной жизни имеет смысл, если делаем его с любовью по отношению к делу и людям. Толстой был против государственного принуждения. Был против армии, против войны. Интерес к Востоку. Период "неделания". Толстой отталкивался от "полицейской, огусадарствленной церкви". Толстой против церкви на службе государства. Достоевский тоже.
26:00 -
ссылка.
Несвободная церковь. Вера, которая защищает себя штыками государства - не вера. Эпатаж Толстого: "Люблю эту курноску".Но Христос только как нравственный проповедник - редукция образа. Х. не только проповедует, но и воскрешает. Власть духа над материальным естесством.
Картиная Ге "Тайная вечеря". 30:00 -
ссылка.
Ге. Распятие.
Христос не только человек. Богочеловечность - в будущее. Достоевский будет говорить о царстве божием на земле. Христианство не бросает материю, а преображает.
Ф. М. Достоевский 33:18 -
ссылка.Заметка
flojolet :
Идея Федорова о всечеловеческом братстве у ДостоевскогоДостоевский пытается соединить пафос возделывания внутреннего человека с пафосом человека в истории. Идея воскресения.
Благоразумный разбойник. В последний момент раскаивается. Образ человека, который в последние минуты жизни осознает, что жил неправильно и ему открывается полнота веры. 35:00 -
ссылка.
Не было возможности исправить жизнь. У героев Достоевского время исправить жизнь есть. Преступление и наказание чем заканчивается. Алеша в конце у камня говорит, что в основе их братства память (об Илюше), но расходимся деятельными, главное христианское чаяние: "непременно восстанем непременно увидим и радостно расскажем". Алеша Карамазов - идеал положительного человека, человека-деятеля 37:00 -
ссылка.
Живая личность, не чужды простые эмоции. Обрел высшую идею существования. Самоубийство от бесцельности жизни. "Хочу жить для бессмертия, а половинного не принимаю". В Мертвых Душах человек не брат другому. Алеша иначе - с доверием, любовью и сердечным вниманием. Идея Федорова восстановления братства и родства. Тайна братства скрывается в отцах. Через любовь к родителям. Усилие памяти любви к уходящим. А что делать, если отец сам не заботится о детях? Любить такого или нет? 41:24 -
ссылка.
Дмитрий Карамазов - страстная личность, рисует сценарий убийства отца. Смердюков, фактически, по этому сценарию убивает. Злое желание перетекает в злое действие. Иван К. попустительствует убийству идеалом вседозволенности. Отцеубийство становится нравственно невозможным. Смердюков - кончает с собой, Дмитрий на каторгу, Иван сходит с ума. Отца убить нельзя. Вторая линия. Илюшечка, который любит отца. Отец у него мелкий кляузник. Капитан Снегирев говорит: надо же, чтобы и такого как я кто-нибудь возлюбил. Нравственная работа человека над собой. 46:00 -
ссылка.
Тема обожения человека. Образ того, чем человек должен быть в его природе, во плоти является Христос.
Рублев. Образ спасителя.
Образ преображения господня на горе Фавор.
Александр Иванов. Преображение.
Бесы. Достоевский: Христос приходил на землю для того, чтобы показать, что земная природа духа человеческого может проявиться в таком блеске в самом деле во плоти, а не только в идеале. Что это возможно. Для Толстого Христос только проповедник, для Достоевского Христос - воскреситель. В "Идиоте" Достоевский ставит художественный эксперимент над представлением о том, что Христос только человек. Толстой считал, что Христос только человек-проповедник. Восприятие Христоса как воспринимал Пилат. Для Толстого воскрсения не было. В романе "Идиот" Достоевский рисует мир, в котором не было воскресения. Князь Мышкин тоже идеальный человек (как Алеша Карамазов). Доверчивый. Большой ребенок. Как Алеша ко всем относится со вниманием. Роман заканчивается катастрофой. В конце видит картину "Мертвый Христос".
Картина Ганса Гальбейна "Мертвый Христос". 49:37 -
ссылка. От этой картины вера может пропасть.
Идиот. Мышкин уходит в горы, видит красоту природы. Зачем этот мир одного меня счет за лишнего. Тютчев.
В подготовительных материалах к "Бесам": Христос человек не есть спаситель и источник жизни.
Идиот. Образ эпилепсии князя Мышкина. Образ стреноженности, ограниченности. Ты вдохновлен и вдруг природа тебя обрубает припадком. В "Идиоте" это трагическое вопрошание, а не решение проблемы.
У Достоевского. умерла дочь - Соня. Личностное переживание от того, что уходит бесконечно любимое, дорогое существо.
"Братья Карамазовы" - пасхальный роман. Достоевский дает надежду и воскрешение Христа. Образ Христа появляется в поэме "Великий Инквизитор".
57:30Воскрешение Лазаря.
У Алеши Карамазова есть реальный отец-Федор и духовный отец - Зосима. Смерть Заосимы - толчок к бунту у Алеши. Почему силы природы не пожалели праведника?! Ночью Алеша приходит и слышит чтение Евангилевского сюжета о том как Христос пришел к людям и обратил воду в вино. Образ материального естесства, которое преображается в богоматериальное. Преображение тела смертного в тело духовное. Акт обращения воды в вино - акт любви. Сон Алексея. "Кана Галилейская". Пир, огромное кол-во людей, посреди Христос, встречает воскресшего Зосиму. Пир жизни. Включает в себя всех. Преодолевается смерть. Алеша обретает высшую идею существования. А. выходит из кели старца и целует землю. Чувствует как нити миров божих сходятся в душе его. Ключевая идея - обетование, преодоление смерти, нового строя мира, в котором не будет смерти и розни. Активность этого дела. Зосима: неустанно работай, а дела много будь. Исход из монастыря в мир - расширение монастыря. Достоевский рисует образ будущего, когда изыдут из монастыря духовники и пойдут в мир. Заканчивается роман "Братья Карамазовы" словами "Непременно узнаем, непременно увидим...".
1:06:00 -
ссылка.
Образ братского бытия народов. В "Пушкинской речи" у Достоевского мысль: Россия должна изречь слово общей гармонии и братского окончания всех времен по христианскому закону. Новый строй отношений.
В человеке есть колоссальные возможности выбора в пользу добра. Каждому человеку открыты двери спасения. "Разбойник благоразумный". Чаяние апокастасиса. Всеобщее спасение, спасение каждого.
Преступл. и наказание. Старушка-процент. Тоже ее нельзя убить. Тоже не вошь. Есть какая-то черточка, за которую можно полюбить и простить.
1:10:00 -
ссылка.
Фреска Рублев. Апокалипсис.
Пасхальная радость. Нет отверженных. Сонмы преображенных людей,
Калька. Можем дать себе право на осуждение, что кто-то недостоин. Но пафос Достоевского - сердце милующее, не означающее примиренности со злом. Борется со злом, но не борется со злыми. Хочет человека преобразить, открыть двери спасения.