"Великий Инквизитор": ничего нет бесспорнее хлеба.

Jul 03, 2015 14:19



«Великий Инквизитор» из романа «Братья Карамазовы» выводит обсуждение несвободы человека через библейские сюжеты. Христосу Достоевского противопоставляется мертвый дух, утверждающий абсолютную обусловленность человека природой и окружением.


Притча «Великий Инквизитор» рассказана Иваном Карамазовым своему брату Алесею. Вновь пришедший на Землю Иисус, попадая в самый разгар инквизиции Испании 16 века, оказывается в руках Великого Инквизитора и попадает в заключение.

Великий Инквизитор - 90 летний старик - обвиняет Христа в его стремлении дать людям свободу любви и совести, тем самым обрекая их на тяжелую ношу выбора и ответственности. Это, по мнению Инквизитора, свидетельство проявления не любви Иисуса к людям. Ибо человек слаб, и нужно сжалиться над его слабостями, а не тянуть его к сложности взятия новых барьеров.

Инквизитор упоминает о встрече Иисуса со страшным, «могучим и умным духом в пустыне», где последний задал три вопроса.

Первый из них утверждал несвободу человека от природного (звериного) начала: «обрати их [камни] в хлебы, и за тобой побежит человечество как стадо, благодарное и послушное, хотя и вечно трепещущее, что ты отымешь руку свою, и прекратятся им хлебы твои». Инквизитор разделил людей на большинство слабых (несвободных) и малую часть сильных, которые должны будут, прикрываясь именем Христа, взять власть над слабым большинством, даруя им хлебы.

Иисус, отвергая принцип покупки любви за хлебы, дал человеку свободный выбор между хлебом земным и хлебом небесным.


Реинкарнацией известной библейской притчи о продаже Исавом права первородства своему брату Иакову за чечевичную похлебку стал украинский Майдан. Тонкие режиссеры последнего не упустили момента зафиксировать происходящее в образах и сценах. Чего стоит только знаменитое появление Виктории Нуланд в центре кипящих событий с пакетом печенья.

Двумя десятками лет ранее граждане Советского Союза продали страну со всеми ее социальными достижениями за возможность «жить как все нормальные люди», подразумевая жизнь европейцев, показанную через призму СМИ.
Христос в притче Достоевского отказывается приобретать власть над людьми через «хлебы». Хотя, по Инквизитору, человек только и ждет того, перед кем можно будет преклониться. Нельзя не заметить насколько близкими к Иисусу становятся строки: «В царство свободы дорогу грудью проложим себе». В этом и состоит тяжесть выбора для человека - тернистый путь к свободе или преклонение перед дающим хлебы.

Однако обусловленность природой (т.е. «хлебом») не окончательна. Даже, по мнению Великого Инквизитора: «С хлебом тебе давалось бесспорное знамя: дашь хлеб, и человек преклонится, ибо ничего нет бесспорнее хлеба, но если в то же время кто-нибудь овладеет его совестью помимо тебя - о, тогда даже бросит хлеб твой и пойдет за тем, который обольстит его совесть. <…> Ибо тайна бытия человеческого состоит не том, чтобы только жить, а в том, для чего жить».

Совесть…

«Великий Инквизитор».
Часть 1.
Часть 2.

свобода, Достоевский, книги, Украина, майдан, Великий Инквизитор

Previous post Next post
Up