О бумажных и экранных текстах - на уровне ощущений

Jun 25, 2015 21:12


Одно время муссировались слухи о замене школьных бумажных учебников на электронные. Замечал за собой, что с экрана текст читается быстрее, но практически ничего не оседает, кроме сюжета действий. Книгу тоже можно читать бегло, но когда возникнет желание проработать текст, то у книги возникает преимущество.
Кстати, с читалки тоже можно работать с текстом, но тогда приходится переписывать на бумагу основные положения, т.е. конспектировать. У читалки есть неоспоримые преимущества: мобильность и доступность [книги]. Сейчас, с оскудением семейного бюджета, тяжело позволить себе приобрести любую желаемую книгу.Оригинал взят у neevklid в О бумажных и экранных текстах - на уровне ощущений


Бумажная книга - предмет, одновременно и чувственно-телесный, и идеальный, содержащий мысль.
Отсюда при чтении рождается ощущение, что мысль определённа, зафиксирована, укоренена в реальности.
Она не обязательно верна, не обязательно окончательна, вполне может требовать дискуссии, развития или отрицания - но она не случайна, не произвольна.

Книга (или журнал, газета, хотя и в меньшей степени) - чувственно полноценная связка идеального мира мысли и материального мира: якорь, связывающий одно с другим.

Текст на экране - воплощённая эфемерность, непостоянность, причём и на стороне источника, и на стороне читателя.

Отсюда ощущение произвольности, неукоренённости мысли.

Именно экранный текст - полноправная субстанция постмодерна.

Текст превращается из зафиксированной мысли, от которой можно оттолкнуться в собственном движении, в нечто текучее и эфемерное, меняющееся, негарантированное, во что можно лишь погрузиться и скользить в течениях.

Читалки, планшеты и вообще любые экраны - не замена книге в смысле материальности.

Это образ контейнера, наполняемого чем угодно, сейчас одним, через минуту другим: не якорь, а граница, шлюз между материальным и идеальным мирами, подчёркивающий их несвязность и несопоставимость.

Разумеется, определённые удобства и эффективность работы с экранными текстами неоспоримы: прежде всего, поисковые и аналитические возможности.

Но не похоже ли на то, что использовать эти преимущества на пользу, для движения мысли, получается лишь у «людей бумажной книги»?

У людей, уже привыкших ощущать укоренённость текста в реальности и работающих с экранным текстом как с репрезентацией некой телесно-фиксированной бумажной книги, пусть даже воображаемой или неявно подразумеваемой.

Кстати, возможно, что известные феномены короткой памяти и высокой манипулируемости интернет-сообществ связаны не в последнюю очередь с этой спецификой среды.

чтение, книги

Previous post Next post
Up