Дилижанс-библиотека.

May 31, 2015 13:11



Прочитал заметку про курсы актерского мастерства, включенные в программу обучения будущих пермских педагогов. Там был приведен фрагмент из фильма "Доживем до понедельника", где Вячеслав Тихонов показывает образ учителя, который может заинтересовать учеников, преодолев барьер "15 строчек текста". Саратовские библиотекари на днях тоже по-своему пытались решить проблему низкой заинтересованности горожан, выехав в цирковой повозке в тур по окрестностям.

image Click to view



В глаза моментально бросается разница подходов - демонстрируемого Вячеславом Тихоновым и саратовскими библиотекарями. Вообще, попытка решения проблемы отчуждения от культуры через эпатаж, можно сказать,- саратовская фишка. Недавняя "Ночь в музее" - наглядный тому пример. Больше эпатажа - больше внимания - больше зрителей. Правда с этой задачей справляется и цирк. Перефразируя Сергея Лаврова: «Неплохо и даже лучше, чем супер!».



Учитель Тихонова находит творческое решение, в том числе и через актерское мастерство, в котором, как пишет fedotov1384: «<...> Объединяются личностное начало, органичность, энергетика, эмоциональность и  интеллектуализм». Творческая же часть состоит в том, что на обратном конце «провода» находятся живые люди, у которых есть определенная способность воспринять обращающегося к ним (барьер непонимания) и потребность посланный «сигнал» принять. В образ «сигнала» я вкладываю совокупность подачи сообщения и его содержания.
Теперь посмотрим, что пишут саратовские работники образования:

Деятельность современной библиотеки невозможно представить без использования рекламы. Реклама позволяет сделать библиотеку «видимой» для общества. Её цель - повысить популярность библиотеки и спрос на её ресурсы и услуги. Идя в ногу со временем библиотека №10 27 мая провела пиар-акцию «БИБЛИОТЕЧНЫЙ ДИЛИЖАНС». Пиар-акция - лучший способ заявить о себе! Основная задача нашей акции - увеличение количества читателей, привлечение горожан в библиотеку, приобщение к чтению.



Действительно, что за библиотека без рекламы и пиара?! Можно добавить, что библиотека неполноценна без барной стойки, телевизора и дивана. А книги как декорация. Но, вспоминая старую советскую сказку «Огонь, вода и медные трубы»: «Палка-то о двух концах!». В обществе, получается, нет запроса на культуру без «пиара», оно, как метко подмечено выше, "ослепло". Выходит, что со времен фильма «Доживем до понедельника» кардинально изменился не только подход, но и общество!
Как же можно назвать этот процесс?

Правильно, декультурация:

Никто не знает свою культуру. Например, почти никто уже не может ответить на вопрос, кого имел в виду Пушкин в своем стихотворении «К морю», где сказано: «Другой от нас умчался гений...»

Украдены или не переданы (то есть отчуждены) способы взаимодействия с культурой. Люди быстро читают (скользят по буквам, которых много). У них нет «терминалов», через которые они могут соприкоснуться с ключевыми точками произведения и, значит, почерпнуть из них энергию. У них отсутствует образный, знаковый, символический капитал.

[газета "Суть Времени", №114].

Упомянутый образный капитал человек получает из книг, музыки, песен, архитектуры, театра, фильмов - словом всего того, что и называется культурой. Помните, Виктор Цой пел: «Перемен требуют наши сердца!». Так ведь и впрямь требуют. Иначе, чем дольше тем сильнее закручивается спираль деградации: дилижанс-библиотека создают цирковую среду, среда требует больше дилижанса, дилижанс старается еще сильнее. На конце спирали возникает вопрос: а зачем библиотека, если есть такой замечательный дилижанс?!


Возвращаясь к проблематике, заданной саратовской библиотекой номер 10: как мы разбудим ослепшее общество, если "дилижанс" лишает его зрения еще сильнее?

Всех кого, также как и меня, волнует этот вопрос прошу прочитать меморандум: «Пора проснуться, иначе катастрофа неминуема».

Саратов, Тихонов, Цой, эпатаж, библиотека, музыка, культура, кино

Previous post Next post
Up