Карамазовы и Франкл вытащат из петли.

May 23, 2015 01:31



В местных СМИ натыкаюсь иногда на сводки о суицидах и каждый раз, читая подробности произошедшего, становится грустно от того, что еще один человек сводит счеты с жизнью. Не хочу никого судить - вердикт и так уже вынесен. Но все-таки это огромная личная трагедия: страшный грех (для верущего) и потеря смысла продолжения жизни, от которой и страдают люди. Этот вопрос подробно исследовал Виктор Франкл, но читая "Братьев Карамазовых" я вдруг наткнулся на пример психологической терапии старца Зосимы, который,совпадал с аналогичным случаем из практики Франкла, один в один.

Вот сравните. Достоевский пишет в главе «Верующие бабы» о женщине, пришедшей за триста верст поделиться горем о умершем маленьком сыночке Никитушке.

«Сыночка жаль, батюшка, трехлеточек был, без трех только месяцев и три бы годика ему. По  сыночку  мучусь,  отец,  по  сыночку.  Последний  сыночек оставался, четверо было у нас с Никитушкой, да не стоят у  нас  детушки,  не стоят, желанный, не стоят. Трех первых схоронила я, не жалела я их очень-то, а этого последнего схоронила и забыть его не могу. Вот точно  он  тут  предо мной стоит, не отходит. Душу мне иссушил. Посмотрю  на  его  бельишечко,  на рубашоночку аль на сапожки и взвою. Разложу что после него осталось,  всякую вещь его, смотрю и вою. Говорю Никитушке, мужу-то моему:  отпусти  ты  меня, хозяин, на богомолье сходить. <...> И не глядела бы я теперь на свой дом и на свое добро, и  не видала б я ничего вовсе!»

На что старец ей отвечает.

«... Однажды древний великий  святой увидел во храме такую же как ты плачущую мать и тоже по младенце  своем,  поединственном, которого тоже призвал господь. "Или не знаешь  ты,  сказал  ей святой, сколь сии младенцы пред престолом божиим  дерзновенны?  Даже  и  нет никого дерзновеннее их в царствии небесном: Ты, господи, даровал нам  жизнь, говорят они богу, и только лишь мы узрели ее, как ты ее у нас и взял  назад. И столь дерзновенно просят и спрашивают,  что  господь  дает  им  немедленно ангельский чин. А посему, молвил святой, и ты радуйся, жено, а не  плачь,  и твой младенец теперь у господа в  сонме  ангелов  его  пребывает". <...> ... и  твой  младенец наверно теперь предстоит пред престолом господним, и радуется и веселится, и о тебе бога молит. А потому и ты плачь, но радуйся. <...>
... Каждый раз, когда плачешь, вспоминай  неуклонно,  что  сыночек твой - есть единый от ангелов божиих, оттуда на тебя смотрит и видит тебя  и на твои слезы радуется и на них господу богу указывает. И надолго  еще  тебе сего великого материнского плача будет, но обратится он  под  конец  тебе  в тихую радость, и будут горькие слезы твои лишь  слезами  тихого  умиления  и сердечного очищения, от грехов спасающего. <...>
Только его [мужа] тебе грех оставлять. Ступай к мужу и береги его. Увидит оттуда твой мальчик, что бросила  ты  его отца, и заплачет по вас: зачем же ты блаженство-то его нарушаешь?  Ведь  жив он, жив, ибо жива душа вовеки, и нет его в доме, а он  невидимо  подле  вас. Как же он в дом придет, коль ты говоришь, что возненавидела дом свой? К кому ж он придет, коль вас вместе, отца с  матерью,  не  найдет?  Вот  он  снится теперь тебе, и ты мучаешься, а тогда он тебе кроткие сны  пошлет.»



Очень похожий случай я читал в работе «Человек в поисках смысла» Виктора Франкла, где описывался ортодоксальный еврей, потерявший в Освенциме жену и шестерых детей, а вторая жена оказалась бесплодна.

Он, пишет Франкл, «был в отчаянии, что у него нет родного сына, который прочел бы кадиш над его могилой». Франкл задал вопрос: «не надеется [ли он] снова увидеть своих детей на небесах?».  Еврей рыдая «объяснил, что его дети, погибшие, как невинные мученики, оказались достойны самого высшего места на  небесах; но  сам он,  старый и грешный человек, не  сможет попасть туда же». На что Виктор Франкл  возразил: «Рабби,  вы ошибаетесь. Смысл  того,  что вы пережили своих детей, в том, что годы страданий могут очистить вас от ваших грехов, и вы можете  стать достойным присоединиться к ним на небесах. Разве не сказано в Псалмах, что Бог хранит все наши слезы? Так что наверно все ваши страдания не напрасны».

Впервые за много лет, как писал Франкл, еврей «нашел  утешение  в своих  страданиях, взглянув на на них с новой точки зрения», которую Франкл ему открыл.



Возвращаясь к теме поста, процитирую sovet20: «... Самоубийство выступает как единственный выход из мучительной, сложной и трудной жизни. Любая трудность человеку без опоры может показаться непреодолимой, а силы для ее решения найти негде. В результате единственный выход который видит такой человек - это сдаться, убежать от трудностей, убежать от жизни». В романе Достоевского, как и в работе Франкла, я увидел общий посыл: преодолеть давление смерти можно через что-то, что находится выше тебя. «Любовь побеждает смерть»,- писал Сталин.

Человек, окруженный семьей, друзьями, ощущающий себя частью общества, стремящегося к единой цели, обладает спасительным жилетом. Значит, перед нами встает задача обеспечения полноты социальной жизни или ресоциализации.

Франкл, смысл жизни, Достоевский, книги, Братья Карамазовы, смерть, самоубийство

Previous post Next post
Up