Мистрали не отдадим, но Киеву поможем.

Apr 28, 2015 02:16



На mail.ru пишут, что "Украинский госконцерн «Укроборонпром» подписал ряд соглашений с французскими компаниями". Упоминаются Thales Communication & Security S.A.S и Airbus Helicopters S.A.S. Обидно: подписанный контракт с Россией (между прочим на крупную сумму) не исполняется, а сомнительные (с точки зрения финансовой отдачи) сделки с Киевом заключаются. Отношение к новости тоже двоякое.

Помню, в тот момент, когда было объявлено о подписании соглашений (конец 2010 года) по приобретению сразу нескольких десантных кораблей класса Мистраль у Франции, меня это очень смутило. Как было видно, не только меня, но и широкий круг общественности - от патриотически настроенных граждан до представителей промышленности. Главным аргументом против покупки "Мистралей" была трата денег на зарубежные суда, которые по сути могли бы быть разработаны и построены отечественными корабелами.


За 4,5 года общественность с покупкой "Мистралей", можно сказать, свыклась. Пару кораблей уже построили, другая, как ожидалось, будет заложена. Вот-вот должна была произойти передача кораблей. Как гром среди ясного неба прозвучал сначала отказ Франции исполнять контракт (чего греха таить, Россия аналогичным образом "кинула" Иран с поставкой С-300) во имя не раздувания гражданской войны на Украине (казалось бы, причем здесь Россия?!), а затем стремительные шаги сотрудничества (военного) навстречу нелегитимному правительству Украины.

Нужны ли России "Мистрали"?

Европа показала нам ... свою чистоплотность в исполнении договоров. В очередной раз, как полагается. Зато, на отрезвевшую голову, можно подумать - много ли мы потеряли?

Сразу две статьи о подоплеке приобретения французских кораблей попались мне на глаза. В первой, ее автор - Евгений Орленко - рассказывает о политической подоплеке. Вся Российская политическая элита на протяжении 25 лет стремится войти в Европу - кто целиком, кто по частям, но войти. Покупка дорогой "игрушки" - попытка Медведева подружиться с Францией, а именно с тогдашним ее президентом - Саркози. Насчет подружиться с Саркози, то память о Муамаре Каддафи пусть Николя стучится в сердце (есть мнение, что Каддафи спонсировал президентскую компанию Саркози). А насчет задружиться с Западом через Францию, так это к Башару Ассаду - вот уж кто был прописан в Европейском истеблишменте.

Вторая статья - Сергея Александрова - дает ракурс, под которым лично я даже не догадывался смотреть. "Корпоративное" соперничество между промышленниками и военными в вопросах технических концепций дало следующий результат: промышленники имеют свой взгляд на развитие (и исходят прежде всего из научно-технических возможностей), а военные руководствуются доктриной и анализом боевого опыта. В общем, наши моряки решили эксперимента ради взять зарубежный агрегат и всласть с ним "наиграться". В том числе, для понимания - нужен ли такой вообще.


При выборе зарубежного чуда техники выбор пал из многих стран (Южная Корея, Италия, Испания. Франция) на Францию, в том числе и потому, что ее военная модель послужила образцом. Дескать, Россия - не СССР, тратить деньги на оборону может ограничено, вот Франция тратит умеренные суммы и неплохо оснащает флот и сухопутную армию. Вдобавок, серьезный опыт строительства подобных судов ("Мистрали" из третьего поколения десантных судов).

В сухом остатке, наши корабелы все-таки получили возможность (пусть и непродолжительную) "поиграться" с Мистралями, а государство на этом эксперименте сэкономило серьезных денег. Однако, как никогда, выпятились два момента: в Европе нас не ждут и технологиями делиться не намерены. Отсюда, разработка собственной концепции строительства флота - жизненно необходимая задача. А она, в свою очередь, невозможна без собственной идеологии.

Россия, Украина, полуночное, флот, Франция

Previous post Next post
Up