Неуместный человек.

Mar 08, 2015 11:01




Когда-то давно мною был просмотрен норвежский фильм «Неуместный человек», главный герой которого оказался выкинут за пределы вроде бы идеального городка при попытке противостояния сладко тянущейся обыденности. Вспомнить про этот фильм меня заставила тема предстоящего круглого стола « Иоганн Вольфганг фон Гёте в театре и кино».

Пожалуй, обо всем по порядку.

Фильм «Неуместный человек» снят Йенсом Лиеном в 2006 году. Чтобы лучше понять автора, нужно немного прояснить контекст. 2006 год это «тучные 2000-е» в России и докризисный рост в Европе. Западом еще не выдана «черная метка» России и не произнесена знаменитая Мюнхенская речь Владимира Путина. Самое время подумать о человеке.

Фабула фильма сводится к избавлению идеального городка от своего жителя, при его попытке внести изменения (почти нарушить) цикличный ритм жизни, задаваемый этим городком. По сюжету главный герой( Андреас) попадает в город, приехав извне. По приезду он тут же получает свое рабочее место и жилье. Абсолютное счастье жизни, как и цикличность процессов всячески подчеркиваются режиссером. Каждый новый рабочий день не отличается от предыдущего.

Присматриваться к окружающему миру Андреас начинает после случайного разговора с посетителем бара, который пожаловался на то, что перестал ощущать флюиды женщин, запахи еды, вкуса жизни, мечтая почувствовать хотя бы аромат настоящего кофе. С этого момента, сам Андреас обнаруживает «пластиковость» жизни в ее преподносимой «приятности».

Дальнейшие действия героя фильма напоминают мне попытки маленького ребенка выбраться за пределы люльки, не представляя, что за ней скрывается. Взрослый родитель, наблюдая неуклюжие движения, вовремя их пресекает, как только подозревает опасность здоровью неразумного чада.

Любопытство Андреаса, вдруг узнавшего только про сам факт наличия иных состояний, толкает его на собственное членовредительство (режет палец офисным прибором) и к попытке суицида в подземке метро. Обе попытки пресекаются «большим братом» и Андреас находит своего собеседника, случайно поведавшего ему тайну в баре. Вместе они пытаются пробить дырку в «иной мир», но, лишь просунув туда руку, оказываются арестованы. История заканчивается выдворением Андреаса из «чудесного» города на безжизненную свалку.



Фильм отчетливо показывает, что жизнь человека, сведенная к "приятности", обеспеченной непрерывным круговоротом, превращается в пластик. Общество, выстроившее идеальный (с точки зрения приятности) город, наделяет спецслужбы репрессивными полномочиями, для своевременного отслеживания всякого потенциального нарушителя (не дай бог протестующего) закономерного цикла. Эдакий Левиафан Гоббса - государство надзиратель. Человек находится в полной власти общества, которое к нему доброжелательно настроено, но с тенью презрения, до поры до времени не дающего о себе знать. Любая попытка вырваться из круга умножает доброжелательность на ноль, оставляя только презрение.

И мы получаем модель идеального мира, в котором человеку места нет.

Так причем же здесь Гете?
Об этом - далее.

рецензия, Неуместный человек, Гете, Йенс Лиен, кино

Previous post Next post
Up