Выставка с таким названием пройдет в городе Балаково саратовской области. Несмотря на то, что ранее я критиковал популистский подход музея, не мог не рассказать о предстоящем мероприятии. Считаю необходимым не только указывать замечания в случаях, когда музей действует на стороне антикультурных течений, но и поддерживать правильные шаги.
Памяти о Великой Отечественной Войне- поддержка, креативу - порицание.
На сайте радищевского музея не указывается какие именно работы можно посмотреть, но аннотация очень интересная :
Всемирную известность получил плакат И. Тоидзе (1902-1985) «Родина-мать зовёт!» (1941) с аллегорической женской фигурой на фоне штыков, с текстом военной присяги в руках, который и по композиции, и по цвету (красное, черное, белое) перекликается работой Д. Моора (1883-1946) «Ты записался добровольцем?» (1920). Оба эти плаката, которые широко использовались в годы Великой Отечественной войны, представлены на выставке.
Один из лучших советских графиков и плакатистов Н. Жуков (1908-1973) с 1943 года являлся корреспондентом газеты “Правда” и художественным руководителем студии им. М.Б. Грекова. Он - автор известных фронтовых плакатов: «Отстоим Москву!», «Выстоять!», «Бей насмерть!», «Они не пройдут!…») и рисунков: «В гостях у защитника Сталинграда», «Спасибо, родная!», «Вперёд!».
В это время появились целые серии графических листов на одну тему. Графическая серия Д. Шмаринова (1907-1999) «Не забудем, не простим!» (1942) возникла из зарисовок, которые он делал в только что освобожденных городах и деревнях. Ещё одна серия из более трех десятков автолитографий - «Ленинград в дни блокады и освобождения» А. Пахомова (1908-1973). Весь мир обошел его лист «На Неву за водой», изображающий измученных замёрзших девочек. Совсем иные по духу серии Л. Сойфертиса «Севастополь» (1941-1942), «Крым» (1942-943), «Кавказ» (1943-1944), описывающие военные будни.
Советские художники создали своего рода художественную летопись Великой Отечественной войны: «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» (К. Юон. 1942), «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (Дейнека. 1941), «Оборона Севастополя» (А. Дейнека. 1943), «Бегство фашистов из Новгорода» (Кукрыниксы. 1944-1946), «Орёл. У трамвайного парка» (П. Крылов. 1943), «Дорога на Запад» (Н. Соколов. 1943), «Фашист пролетел» (А. Пластов. 1942), «Мать» (Б. Неменский. 1945), «Отдых после боя» (Ю. Непринцев. 1949-1951), «Салют Победы» (Х. Якупов. 1945)…
Во всенародной борьбе с врагом приняли участие не только живописцы и графики, но и мастера скульптуры. Одним из ведущих жанров скульптуры стал портрет, в котором раскрывались лучшие качества советских людей, их духовное благородство и мужество.
В. Мухина (1889-1953) создала целую портретную галерею героев войны - правдивые, но лишенные внешнего эффекта портреты полковников Б. Юсупова (1942), И. Хижняка (1942), портрет партизанки (1942).
Работы военного времени С. Лебедевой (1892-1967) передают напряженность внутренней жизни модели, высокий интеллект, оттенки душевного состояния: портреты поэта А. Твардовского (1943), героев войны З. Слюсаренко (1946), А. Игнатьева (1943).
Серия бюстов крупнейших полководцев, имеющих поразительное портретное сходство, была создана в 1944-1945 годах скульптором Е. Вучетичем (1908-1974). Им были исполнены портреты генерал-лейтенанта М. Ефремова, генерала армии Н. Ватутина, маршала Советского Союза Г. Жукова, генерала армии И. Баграмяна. В последующие годы он выполнил более сорока портретов советских полководцев.
Если авторы выставки, действительно, покажут плакаты Кукруниксов или картины (репродукции?) Дейнеки, то только ради них уже стоило бы пойти.