Память сильнее времени.

Feb 24, 2015 17:21



Выставка с таким названием пройдет в городе Балаково саратовской области. Несмотря на то, что ранее я критиковал популистский подход музея, не мог не рассказать о предстоящем мероприятии. Считаю необходимым не только указывать замечания в случаях, когда музей действует на стороне антикультурных течений, но и поддерживать правильные шаги.

Памяти о Великой Отечественной Войне- поддержка, креативу - порицание.

На сайте радищевского музея не указывается какие именно работы можно посмотреть, но аннотация очень интересная :

[Выдержки из аннотации]

Всемирную известность получил плакат И. Тоидзе (1902-1985) «Родина-мать зовёт!» (1941) с аллегорической женской фигурой на фоне штыков, с текстом военной присяги в руках, который и по композиции, и по цвету (красное, черное, белое) перекликается работой Д. Моора (1883-1946) «Ты записался добровольцем?» (1920). Оба эти плаката, которые широко использовались в годы Великой Отечественной войны, представлены на выставке.

Один из лучших советских графиков и плакатистов Н. Жуков (1908-1973) с 1943 года являлся корреспондентом газеты “Правда” и художественным руководителем студии им. М.Б. Грекова. Он - автор известных фронтовых плакатов: «Отстоим Москву!», «Выстоять!», «Бей насмерть!», «Они не пройдут!…») и рисунков: «В гостях у защитника Сталинграда», «Спасибо, родная!», «Вперёд!».

В это время появились целые серии графических листов на одну тему. Графическая серия Д. Шмаринова (1907-1999) «Не забудем, не простим!» (1942) возникла из зарисовок, которые он делал в только что освобожденных городах и деревнях. Ещё одна серия из более трех десятков автолитографий - «Ленинград в дни блокады и освобождения» А. Пахомова (1908-1973). Весь мир обошел его лист «На Неву за водой», изображающий измученных замёрзших девочек. Совсем иные по духу серии Л. Сойфертиса «Севастополь» (1941-1942), «Крым» (1942-943), «Кавказ» (1943-1944), описывающие военные будни.

Советские художники создали своего рода художественную летопись Великой Отечественной войны: «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» (К. Юон. 1942), «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (Дейнека. 1941), «Оборона Севастополя» (А. Дейнека. 1943), «Бегство фашистов из Новгорода» (Кукрыниксы. 1944-1946), «Орёл. У трамвайного парка» (П. Крылов. 1943), «Дорога на Запад» (Н. Соколов. 1943), «Фашист пролетел» (А. Пластов. 1942), «Мать» (Б. Неменский. 1945), «Отдых после боя» (Ю. Непринцев. 1949-1951), «Салют Победы» (Х. Якупов. 1945)…

Во всенародной борьбе с врагом приняли участие не только живописцы и графики, но и мастера скульптуры. Одним из ведущих жанров скульптуры стал портрет, в котором раскрывались лучшие качества советских людей, их духовное благородство и мужество.

В. Мухина (1889-1953) создала целую портретную галерею героев войны - правдивые, но лишенные внешнего эффекта портреты полковников Б. Юсупова (1942), И. Хижняка (1942), портрет партизанки (1942).

Работы военного времени С. Лебедевой (1892-1967) передают напряженность внутренней жизни модели, высокий интеллект, оттенки душевного состояния: портреты поэта А. Твардовского (1943), героев войны З. Слюсаренко (1946), А. Игнатьева (1943).

Серия бюстов крупнейших полководцев, имеющих поразительное портретное сходство, была создана в 1944-1945 годах скульптором Е. Вучетичем (1908-1974). Им были исполнены портреты генерал-лейтенанта М. Ефремова, генерала армии Н. Ватутина, маршала Советского Союза Г. Жукова, генерала армии И. Баграмяна. В последующие годы он выполнил более сорока портретов советских полководцев.

Если авторы выставки, действительно, покажут плакаты Кукруниксов или картины (репродукции?) Дейнеки, то только ради них уже стоило бы пойти.

Жителям Балаково очень рекомендую посетить выставку "ПАМЯТЬ СИЛЬНЕЕ ВРЕМЕНИ".



Саратов, живопись, музей, Великая Отечественная Война, Балаково, культура, Радищев, музей Радищева

Previous post Next post
Up