Продолжаю в свободное время читать мировую классику. Стараюсь брать хотя бы самый базовый пласт. На этот раз - Шекспир и знаменитая трагедия "Ромео и Джульетта".
Динамика пьесы - первое, что бросается в глаза. Ее персонажи очень подвижны и очень разогреты. Никого из них не упрекнуть: "ты ни холоден, ни горяч". Почти каждый участник произведения решителен и предпочитает сперва сделать, а потом подумать. Брат Лоренцо - главное исключение, но о нем позже.
Можно сказать, что чувства действующих лиц предельно обострены - любовь и ненависть до последнего вздоха. Они (чувства) - настоящие, а чтобы не оставлять в этом сомнений у читателя, герои Шекспира с готовностью отдают жизнь. В мире Вероны такая готовность ценится намного дороже золота, поэтому настоящая любовь, явленная двум домам - Монтекки и Капулетти, побеждает их смертельную вражду. В этом главная мораль, об этом говорит сам автор:
"Из чресл враждебных, под звездой злосчастной,
Любовников чета произошла.
По совершенье их судьбы ужасной
Вражда отцов с их смертью умерла.
Весь ход любви их, смерти обреченной,
И ярый гнев их близких, что угас
Лишь после гибели четы влюбленной ..."
Шекспир мог и не доводить Ромео и Джульетту до самоубийства, мог даже подарить им счастливый конец - всех обманули и сбежали в соседнюю Мантую. В таком случае, вражда Монтекки и Капулетти выросла бы с большей силой. Но тогда любовь не победила бы смертельную ненависть двух семей. Вообще, пылкость, недосказанность и вытекающие из них поспешные выводы - основная причина случившейся трагической развязки. Брат Лоренцо - единственный представитель рассудка - проигрывает случайному стечению обстоятельств. Из провала священника можно сделать вывод: разум - хитер, но не способен просчитать человеческую душу до конца. Отмечу, что вообще-то хитрость и расчет - не христианские инструменты. Странно, что Лоренцо хитрит, а не решает задачу по-честному, например, призывая стороны к любви и смирению.
Сегодня трагедия "Ромео и Джульетта" ценна уже своей выразительностью и четкостью. Мы узнаем где добро, где зло, где любовь, где хитрость. Настоящая любовь не знает преград, она чиста и не держит за пазухой камень. Дорогое сердцу нельзя давать в обиду. Кажется, очевидность, но современные "деятели искусства" часто стремятся убедить нас в обратном: все неоднозначно, в каждом можно поковыряться и найти хоть маленькую гадость, нет ничего безупречного. Тем самым опускают планку, к которой призван тянуться человек. Отмечу также, что прочтение книги вызвало сильное переживание о судьбе юных сердец, чего не ощутил в свое время на спектакле.