Посмотрел замечательный советский фильм "Каменный цветок". Уже после просмотра узнал, что фильм был награжден в 1947 году Сталинской премией 1 степени. А кроме фильма и сборник "Уральских сказов" Павла Петровича Бажова также получил выокую награду - Сталинскую премию 2 степени. Вы можете по разному относиться к Сталину, но Сталинскую премию на пустом месте не давали.
Формат обзора требует рассказать немного о Павле Петровиче Бажове. Павел Петрович - совсем незаурядный человек. Рождается на Урале в 1879 году в семье рабочего мастера. Учится в духовном училище, затем заканчивает семинарию. Идет работать учителем русского языка в духовные училища Екатеринбурга. Попутно собирает фольклор на Урале. Во время революции поддерживает советскую власть. На время казачьего переворота уходит в подполье. Там налаживает связь с Москвой и активно работает с партизанами до прихода Красной Армии. После, занимается народным образованием, организует учительские курсы. Первое издание уральских сказов - "Малахитова шкатулка" - выходит в 1939 году.
Собственно сценарий фильма и строится на некоторых сказах из упомянутого сборника - "Каменный цветок" и "Горный мастер". Действие разворачивается в глухом уральском поселке, в котором периодически появляется с заданиями Господин - помещик. Открыто показана жизнь старой России, пропасть между господами и рабами. На местах у барина есть прислужники. По сути - те же самые крестьяне, но поставленные в более лучшие условия, чтобы угнетать своих односельчан. Могут избить, могут запороть до смерти. При этом показано, что крестьяне - это хранители самобытной культуры, которая передается через поколения. Эти люди умеют чувствовать тонкую красоту и создавать шедевры. Правда творениями их будут любоваться единицы, ради прихоти. Сейчас. А через многие годы, их мастерство увидит и весь народ. Жизнь мастера сохранится в его деле!
Особенная изюминка фильма - фольклорные песенные и танцевальные вставки. Собственно, после просмотра одной из них, я и загорелся пересмотреть фильм целиком.
Click to view
Сюжетных линий несколько и они очень непростые. Основная линия - это путь юного Данилы. По стечению обстоятельств он смог обнаружить и раскрыть в себе "маленького Моцарта" [см. "Планета людей" Экзюпери,- прим. step_bg], став мастером по резке камня. Высшим стремлением Данилы стало желание постичь всю красоту камня и показать ее живую силу людям. Однажды, Данила узнает о "Каменном цветке" Хозяйки Медной горы. Цветок может осуществить его задумку. Но таит в себе опасность навечно заточить мастера в горных чертогах, лишив его души и сердца. Напрашивается сравнение с Фаустом. Последний также хотел познать Тайну технологии и был готов многим рискнуть, вплоть до сделки с Дьяволом. Данила раскрыл в себе жемчужину, но не отказался от любви и сохранил ее в сердце. Не ушел как Фауст в технологию, не продал себя ни черту, ни "Хозяйке". И снова "любовь побеждает смерть" [см. "Девушка и смерть" М. Горького,- прим. step_bg].
Вторая сюжетная линия - это и есть любовь Данилы и Катеньки. Любовь деятельная, как сказал бы Достоевский. Ради того, чтобы вернуть Данилу, Катя осваивает совершенно не женскую профессию - резчика по камню. И не просто так, а становится мастером.
Где же был похожий сюжет? Правильно, в "Мартин Идене". Только Мартин мобилизовался на трудную для него работу писателя, поскольку хотел добиться сердца возлюбленной девушки из "высшего общества". А когда разочаровался в любви, то потерял всякий вкус к жизни и покончил с собой.
В "Каменном цветке" все не так. Любовь помогает Кате поддерживать незримую (метафизическую) связь с Данилой. Этот путь приводит к спасению. С другой стороны, Данила так увлечен технологией камня, что гора его "омашинивает". И пробуждение приходит опять же через любовь к Кате. "Зачем мне сдалась вся эта неживая красота?!",- сокрушается Данила. Если опять вернуться к Гете, то напомню, что Фауст свою Гретхен привел на плаху, ради прикосновения к "дьявольским тайнам" прогресса.
Подводя вывод, можно сказать так. Русский фольклор и советские фильмы-сказки учат нас тому, что человек не чистый лист бумаги, который на 100% обусловлен всем, что на нем отпечатает жизнь. И если что-то есть, что помогает преодолеть свои слабости и "хотелки", т.е. перейти в "Царство свободы" из "Царства обусловленности", так это любовь.