Обсуждение "Дуэли" Чехова

May 31, 2016 10:00



Судьба главного персонажа Чеховской "Дуэли" напоминает бегство от «снежного кома» проблем, которые он сам и создает. Прежде всего, своим отношением к жизни. Он слабовольный и безответственный. В деталях биографии Лаевского, приводимых Чеховым, в общем-то, нет ничего особенно незаурядного. Такой «обычный» человек, попавший в тупик. В нем многие могут найти себя частично или полностью.

Зоолог фон Корен - противник Лаевского - дает исчерпывающую характеристику.
[Spoiler (click to open)]

«Это развращенный и извращенный субъект, - продолжал зоолог, а дьякон, в ожидании смешных слов, впился ему в лицо.  -  Редко  где  можно  встретить такое ничтожество. Телом  он  вял,  хил  и  стар,  а  интеллектом  ничем  не отличается от толстой купчихи, которая только жрет, пьет, спит на  перине  и держит в любовниках своего кучера.
<…>
Вредоносность его заключается, прежде всего  в  том,  что  он  имеет успех у женщин и таким образом угрожает иметь потомство,  то  есть  подарить миру дюжину Лаевских, таких же хилых и извращенных, как он  сам.  Во-вторых, он заразителен в высшей степени. Я уже говорил  вам  о  винте  и  ниве.  Еще год-два и - он завоюет все кавказское побережье. Вы знаете, до какой степени масса, особенно ее средний слой, верит в интеллигентность, в университетскую образованность, в благородство манер и литературность языка. Какую бы он  ни сделал мерзость, все верят, что это хорошо, что это так и быть  должно,  так как он интеллигентный, либеральный и университетский человек. К тому  же  он неудачник, лишний человек, неврастеник, жертва времени, а  это  значит,  что ему все можно. Он, милый малый, душа-человек, он так  сердечно  снисходит  к человеческим слабостям; он сговорчив, податлив, и, покладист, не горд, с ним и выпить можно, и посквернословить, и посудачить... Масса, всегда склонная к антропоморфизму в религии и морали, больше всего любит тех  божков,  которые имеют такие же слабости, как она сама. Судите же, какое у него широкое  поле для заразы! К тому же он недурной актер и ловкий лицемер  и  отлично  знает, где раки зимуют».

Кажется, что Чехов то ли дает рецепт перерождения, то ли показывает одну из возможностей выхода из тупика.

Выглядит перерождение так.

Никчемный человек понимает, что жизнь идет «наперекосяк» и рано или поздно сломает его окончательно. У него и образования толком нет и на работе непорядок в делах и силу воли проявить не может. Чтобы хоть как-то удержаться «на плаву» он рисует себе возвышающий образ и начинает подражать ему.

«…Чтобы оправдать свою презренную, паразитную жизнь перед ними и самим собой, всегда старался придавать себе такой вид, как будто он  выше  и лучше их. Ложь, ложь и ложь...»

Выдуманный образ, как пузырь все сильнее раздувается за счет новых фантазий о самом себе. Но, так уж выходит, что «пузырь» Лаевского одновременно и бережет от бесповоротной гибели под прессом судьбы.

Так бы и висеть Лаевскому в своем «пузыре», пока однажды он не подходит к черте и не видит себя такого, какой он есть на самом деле. «Пузырь» лопается. Происходит это во время грозы, которая эмоционально - самая сильная, драматическая сцена повести. Перед Лаевским заново проносится целая жизнь - во всех деталях.[Spoiler (click to open)]
«Истина не нужна была ему и он не искал ее,  его  совесть,  околдованная пороком и ложью, спала или молчала; он,  как  чужой  или  нанятый  с  другой планеты, не участвовал в общей жизни людей, был равнодушен к их  страданиям, идеям, религиям, знаниям, исканиям, борьбе, он не  сказал  людям  ни  одного доброго слова, не написал ни одной полезной,  непошлой  строчки,  не  сделал людям ни на одни грош, а только ел их хлеб, пил их вино, увозил их жен,  жил их мыслями …»

Отбросив от себя лохмотья надутого образа, беспомощный Лаевский ищет выход и находит: «Спасения надо искать только в себе самом». Внезапно он открывает в себе настоящее чувство - любовь к близкой женщине и понимает, что «эта  несчастная, порочная  женщина  для  него  единственный  близкий,  родной  и  незаменимый человек».

Конец сцены подсказывает нам, что перерождение почти состоялось:

«Когда он, выйдя из дому, садился  в  коляску,  ему  хотелось  вернуться домой живым».

Если уж считать, что Чехов описывает обряд перерождения, то надо сказать, что всякий подобный обряд требует от неофита полноценного отказа от прошлой жизни. Через смерть. Т.е. посвященный должен умереть, чтобы заново родиться (сошлюсь на работу «Исторические корни волшебной сказки» В.Проппа).

Поэтому собственно дуэль ставит точку в обряде перерождения, ради которого все и затевалось. Фон Корен, по настоящему, хочет убить Лаевского. А, поскольку, Лаевский нам нужен еще живым, то его закономерно спасает дьякон. Он кричит под руку Корену и тот промахивается.

Через три месяца Лаевский полностью меняет образ жизни, работает день и ночь, чтобы выплатить долги. Мечта могла бы согревать душу Лаевского и придавать ему новых сил. Но он остается без мечты (хотя раньше представлял себе виноградники). [Spoiler (click to open)]

«Проходя мимо трехоконного домика, в который перебрался Лаевский  вскоре после дуэли, фон Корен не удержался и заглянул в окно. Лаевский, согнувшись, сидел за столом, спиною к окну, и писал.
 - Я удивляюсь, - тихо сказал зоолог. - Как он скрутил себя!
 - Да, удивления достойно, - вздохнул Самойленко. - Так с утра до вечера сидит, все сидит и работает. Долги хочет  выплатить.  А  живет,  брат,  хуже нищего!
 Прошло полминуты в молчании. Зоолог, доктор и дьякон стояли  у  окна  и все смотрели на Лаевского.
 - Так и не уехал отсюда, бедняга, - сказал Самойленко. - А помнишь, как
он хлопотал?
 - Да, сильно он скрутил себя, - повторил фон Корен. - Его свадьба,  эта целодневная работа из-за куска хлеба, какое-то новое выражение на его лице и даже его походка - все это до такой степени необыкновенно, что я и не  знаю, как назвать это …»

Так что Лаевского, при всех его переменах, победителем не назовешь.

Уезжая, Корен скажет: «Полно, дьякон! Какие мы с ним победители? Победители орлами  смотрят, а он жалок, робок, забит, кланяется, как китайский болванчик, а мне...,  мне грустно».

С другой стороны, сам же Корен раньше не мог предположить и таких перемен. Что будет дальше неизвестно, а Чехов пишет о гребцах, которые должны неустанно махать веслами, чтобы добраться до «настоящей правды».[Spoiler (click to open)]

"Да, никто не знает настоящей правды..." -  думал  Лаевский,  с  тоскою глядя на беспокойное темное море.
 "Лодку бросает назад, - думал он, - делает она два шага  вперед  и  шаг назад, но гребцы упрямы, машут неутомимо веслами и не боятся  высоких  волн. Лодка идет все вперед и вперед, вот уже со и не видно, а пройдет с  полчаса, и гребцы ясно увидят пароходные огни, а через час будут  уже  у  пароходного трапа. Так и в жизни... В поисках за правдой люди делают  два  шага  вперед, шаг назад. Страдания, ошибки и скука жизни бросают их назад, но жажда правды и упрямая воля гонят вперед и вперед. И кто знает? Быть может,  доплывут  до настоящей правды..."

Подведу итог размышлений о том, что хотел сказать Чехов в повести "Дуэль".

Человеку, каким бы никчемным он не казался, ни в коем случае нельзя унывать. Даже если он пришел к мысли, что жизнь не удалась. Нужно за что-то ухватиться, пусть даже и за вымышленный образ себя («эх, жизнь моя жестянка, а мне летать охота»). Если очень хотеть сбросить накрученную ложь - «костюм вымышленности» и стать настоящим - переродиться, такая возможность обязательно настанет. Придется увидеть себя настоящего («вспышка грозы»). Чтобы не сломаться рядом должна оказаться любовь или мечта. А дальше останется «грести веслами» наперекор трудностям жизни по дороге к «настоящей правде».

Дуэль, книги, Чехов, литература

Previous post Next post
Up