Экзистенциализм на пальцах

May 23, 2016 15:02



Уважаемый nihga в своем статье о творчестве Шукшина доступно разъясняет, что такое "экзистенциализм". Понятие сложное, но необходимое, для понимание и творчества Шукшина и много чего еще.

"Экзистенциализм" -течение в культуре и философии, которое сосредотачивает внимание на человеке и его эмоциональных переживаниях. И возникло это направление как реакция на беспощадную "мясорубку" Первой Мировой Войны. Что касается картины Ольги Розановой, которая стоит в заголовке. Ее нам показали, в качестве хорошей иллюстрации экзистенциализма, на экскурсии о русском авангарде в саратовском музее им. Радищева.

Фрагмент статьи:

«Ввиду всего вышесказанного, экзистенциальность творчества Шукшина - крайне логична и правомочна. Т.к. экзистенциализм (лат. existentia - существовать) родился на Западе как реакция на оглушительное и ужасающее явление Первой мировой войны, с её массовой гибелью людей [прим.- здесь и далее выделено step-bg], газовыми атаками, концентрационными лагерями и всеми остальными «прелестями».

Уже тогда, эта «философия кризиса» обнаружила недостаточность веры человечества в классический гуманизм - прогресс, рациональность истории и незыблемость ценностей модерна классического 19 века («Человек обнаружил себя не столько как «человек разумный», определяющими характеристиками которого было и освоение внешнего ему мира (природы) и на этой основепреобразование самого себя как социально-природного существа, сколько как существо конечное и хрупкое, лишенное оснований, не вписывающееся в рационально обусловленные нормы бытия» - Философия: Энциклопедический словарь.М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004).



И потому родился такой своеобразный уход от этого холодного, оставленного Богом и невероятно огромного мира в какие-то свои внутренние переживания, концентрация на том, что здесь и сейчас, отвлечение себя от «проклятых» вопросов осмысленности/бессмысленности такого бытия, существования только того, что даёт какие-то переживания, т.е. - экзистенцию и всё прочее, что составляет суть экзистенциализма. Ситуация с появлением данного течения, как кризисом, вообще логична для западной светской культуры эпохи Модерн и это хорошо описано в книге Г.Йонаса «Гностическая религия», где в последней главе автор проводит параллели с гностицизмом и экзистенциализмом: «Истоки кризиса (который в итоге породил экзистенциализм - И.К.) уходят корнями в семнадцатый век, когда сформировалась духовная ситуация человека Нового времени. Среди особенностей, обусловивших эту ситуацию, есть одна, с пугающим смыслом которой первым столкнулся Паскаль и изложил ее со всей силой своего красноречия: одиночество человека в физической вселенной современной космологии. "Брошенный в бесконечную безмерность пространств, которых я не знаю и которые не знают меня, я испугался"».

Именно это одиночество в покинутом Богом огромном мире (помните у Ницше: «Бог умер»?) светского Модерна и стало основой данного течения, которое, по словам того же Йонаса (ученика самого Хайдегера) есть попытка сожительства западной философии классической, идеалистической и нигилизма. Этого «самого рокового из гостей стоящего у двери» (Ницше - «Воля к власти») фаустианского, т.е. принявшего и освоившего зло человечества Запада. Полного отрицания всего и вся. И который есть крайняя ситуация этого фаустианства и другая сторона движения Запада в истории, т.е. вставания «по ту сторону добра и зла» «имеющих право» сверхчеловеков Ницше. Основным мотором, которых, в этом холодном, без присутствия творца, пустом и дольнем мире, будут только воля и власть. И это будет возвращение к Зверю и торжество этого Зверя в человеке, а значит конец человека и его уничтожение».

Источник изображения картины "Натурщица".

Шукшин, философия, экзистенциализм, мысли

Previous post Next post
Up