Случайно нашел в объявлениях такую детскую игрушку 1972 года выпуска. Детский телеграфный аппарат "Зiрочка" (звездочка, то есть). Судя по фотографиям, сигнал передавался по проводам.
Кто-нибудь помнит такую? П.С.
В поисковике нашелся интересный фрагмент рассказа с участием "зiрочки".
Василий Иванович был чем-то похож на Владимира Маяковского. Может вихрами, которые он поминутно закидывал назад, а может небрежно смятой папиросой, которой дымил как паровоз.
- Записать? - пробасил Василий Иванович, не вынимая папиросы изо рта. - Анна Петровна, оформите мальчишек, пожалуйста!
Анна Петровна была яркая. Очень яркая. На ней был ярко-красный костюм. Губы были тоже густо накрашены ярко-красной помадой. На голове у неё была замысловатая высокая причёска. Кроме того, Анна Петровна оглушительно пахла «красной Москвой».
- Какие парни пожаловали! - Анна Петровна перестала строчить на машинке и улыбнулась нам. У неё была очень хорошая улыбка. Такая хорошая, что я даже подумал, зачем человеку с такой улыбкой так ярко одеваться? А потом посмотрел на Василия Ивановича, какой он нестриженый, неухоженный, весь обсыпанный пеплом и понял: Анна Петровна очень хочет ему понравиться.
Анна Петровна завела на каждого из нас дело, записала подробно наши имя и фамилию, где живем, в какую школу и класс ходим, как учимся, кто наши родители, есть ли домашние животные и чем занимаемся в свободное время. Мы с Олежкой изрядно утомились от всех этих вопросов. Наконец, Анна Петровна закончила, сложила всё записанное в папочки и поставила на полку к другим таким же.
Мы вернулись в лабораторию к Алексею Сергеевичу. Там появились два мальчишки: первоклассник Димка и наш ровесник Виталик. Димка копался в шасси старой радиолы, а Виталик подключал к большому прибору с ручками и стрелками, который назывался «звуковой генератор», динамик и телеграфный ключ.
- Любое дело нужно начинать с азов! - улыбнулся нам Алексей Сергеевич. - То есть с азбуки. Вот её мы с вами и начнем сейчас изучать. Что такое азбука Морзе, надеюсь, знаете?
Как не знать! В прошлом году тётя Рая подарила Олежке игрушечный телеграфный аппарат «Зiрочка». Он был почти как настоящий, с бумажной лентой на катушке и телеграфным ключом. Мы тогда очень обрадовались и начали зубрить все эти «точки-тире», но у нас ничего не получалось. Дальше первых двух букв мы так и не продвинулись.
- Существует очень простая и эффективная методика изучения телеграфной азбуки при помощи мелодии, - продолжил Алексей Сергеевич - не надо запоминать комбинации точек и тире, надо просто запомнить мелодию звучания каждой буквы. Например, буква «А» - точка-тире, это все наверняка знают, звучит как «ай-да». Буква «Б» - «ба-ки-те-кут». «В» - «ви-да-ла» и так далее.
При этом каждую букву Алексей Сергеевич воспроизводил телеграфным ключом. Мы записали весь алфавит к себе в тетрадки и попробовали сами попиликать.
Не прошло и двух недель, как мы довольно бодро писали диктанты под задорный писк морзянки и сами диктовали своим товарищам. И тут нам с Олежкой пришла очень простая мысль - мы же можем использовать свое умение для связи между собой! Причем без проводов и всякой технической аппаратуры! Как? Да очень просто! При помощи обычного пальца! Как раз начался урок геометрии и меня вызвали к доске.
- Как называется отношение прилежащего катета к гипотенузе? - строго спросила меня Елена Александровна.
Я-то прекрасно знал ответ, но Олежка забарабанил пальцами по парте. - «с-и-н-у-с» - разобрал я и уставился на Олега. - Так! - прислушалась Елена Александровна. - У нас ещё один Попов завёлся! Да ещё и подсказывает неправильно! Два обоим!!!
Вот это да! Вот так Елена Александровна! То что, у неё есть глаз на затылке, мы знали. То, что идеальный слух тоже. Но чтобы знать ещё и телеграфную азбуку???!!!
А одноклассники в это время глупо хихикали. Они думали, наверное, что это про Олега Попова говорила Елена Александровна. Но мы-то с Олежкой знали, кого она имела в виду - знаменитого изобретателя Александра Степановича, а не известного клоуна! В общем, двойки мы получили заслуженно и больше своими способностями не пользовались. - А ещё существует электронный телеграфный ключ, - сказал на очередном занятии Алексей Сергеевич и достал из шкафа интересную конструкцию. «Коромысло» ключа, которым нужно было выстукивать мелодию, двигалось не вертикально, замыкая собой единственный контакт, а горизонтально, замыкая по очереди левый или правый контакты. При этом «точки» или «тире» выдавались сами при помощи встроенного генератора порциями. - Рука при работе на таком ключе устает гораздо меньше, а скорость набора гораздо выше.
- Следующее занятие у нас будет в лесу, - закончил Алексей Сергеевич. - В воскресенье сбор здесь в десять часов. Едем на «Лесничку» изучать спортивное ориентирование на местности!