Обсуждали на
лит.клубе "Полтаву" и коснулись политических интриг. В таких играх сложился набор неписанных правил. В них, к сожалению, благородство и честь могут проиграть подлости и коварству.
Кочубей трижды доносит в Москву о коварных планах Мазепы и лишается за это головы. Затем Мазепа все-таки предает Петра, а Кочубея признают мучеником, погибшим за справедливость. Пушкин восхищался Петром Великим и совсем не собирался рисовать образ безрассудного правителя. Но именно к такому выводу толкает первое, беглое чтение "Полтавы".
Сюжет поэмы немного отличается от исторических событий. Мазепа действительно сватался за молодую крестницу - дочь Кочубея, но дальше переписки дело не пошло. В поэме же разворачивается настоящая драма, в лучших традициях Шекспира. Мазепа смертельно оскорбляет Кочубея: родители Марии отказывают выдать ее и старый гетман силой крадет невесту. С этой секунды у Кочубея остается только одно желание - отомстить. Характер мести по сути определяет трагическую судьбу генерального судьи Войска Запорожского. Уязвленный Кочубей имеет полное право отплатить Мазепе и получить поддержку народа. Но ...
Богат и знатен Кочубей.
Довольно у него друзей.
Свою омыть он может славу.
Он может возмутить Полтаву;
Внезапно средь его дворца
Он может мщением отца
Постигнуть гордого злодея;
Он может верною рукой
Вонзить... но замысел иной
Волнует сердце Кочубея.
... тайно посылает Петру Великому письма и предупреждает об измене гетмана. Надо сказать, что Москва уже давно была завалена похожими письмами. Немного времени прошло с предыдущих интриг Мазепы и свержения гетмана Самойловича. Каждый новый гетман - союзник очень ненадежный. Про Мазепу, например, Пушкин сообщает:
Что он не ведает святыни,
Что он не помнит благостыни,
Что он не любит ничего,
Что кровь готов он лить как воду,
Что презирает он свободу,
Что нет отчизны для него.
В этом смысле, что один гетман, что другой - они отражают чаяния знати. А знать мечтает о незалежности. Как это похоже на нынешнюю Украину. Только печенье уже не шведы раздают.
Украйна глухо волновалась.
Давно в ней искра разгоралась.
Друзья кровавой старины
Народной чаяли войны,
Роптали, требуя кичливо,
Чтоб гетман узы их расторг,
И Карла ждал нетерпеливо
Их легкомысленный восторг.
Вокруг Мазепы раздавался
Мятежный крик: пора, пора!
Итак, Кочубей трижды пишет Петру, чтобы получить политическую поддержку. Выходит, что на Полтаве Кочубею не на кого опереться. Выбор Москвы стоит между хитрым (пока еще союзным) гетманом и очередным клеветником. И все это накануне решающих сражений со шведами и будущих битв с турками.
... когда ему,
Врагу России самому,
Вельможи русские послали
В Полтаве писанный донос
И вместо праведных угроз,
Как жертве, ласки расточали;
И, озабоченный войной,
Гнушаясь мнимой клеветой,
Донос оставя без вниманья,
Сам царь Иуду утешал
И злобу шумом наказанья
Смирить надолго обещал!
Уже потом, после предательства Мазепы, Кочубея оправдывают и возлагают должные почести.
История с Пушкинским Кочубеем мне кажется очень поучительной. Кочубей имел полное право искать в народе поддержку за поруганную честь семьи. Тогда его благородство имело бы преимущество над гетманской низостью. Но Кочубей поддался чувствам и захотел устранить Мазепу руками Москвы. И затеял интригу, в которой не имел политической опоры под ногами. А Мазепа что-то значил. В таких условиях, Петр не мог поступить иначе.
В политических играх благородство обязательно должно быть вооружено разумом! В противном случае, злое коварство имеет все шансы одержать победу.
Сделайте репост!