Правда всегда приносит разочарование или невысказанная любовь а-ля МТЮЗ

Apr 18, 2019 23:57

18 апреля на сцене Театра на Васильевском двое известных и талантливых артистов из Москвы Валерий Баринов и Игорь Гордин заставили искушенную петербургскую публику аплодировать стоя. Постановка «Вариации тайны» по пьесе Э.-Э.Шмитта режиссера Кама Гинкаса театра МТЮЗ была показана в Петербурге в рамках международного ленинградского областного фестиваля театров “LOFT”.



Кама Миронович Гинкас - режиссер, лауреат множества театральных премий, включая «Золотую маску» и «Хрустальную Турандот», постановщик спектаклей для МТЮЗа, многие из которых неоднократно становились участниками международных фестивалей в США, Германии, Италии и других странах. В январе 2018 г. вышел новый спектакль режиссера «Вариации тайны».



На сцене расположено минимальное количество декораций: круглый стол, несколько стульев, патефон, графин и стаканы. Над сценой синие волны облаков и круглый синий шар луны. Спектакль начался с того, что звучание приятной, расслабленной мелодии прервали звуки выстрелов. Две пули просвистели над головой влетевшего на сцену в панике Эрика Ларсена, роль которого блестяще исполнил народный артист РФ, актер театра и кино Валерий Баринов («Водитель для Веры», «След оборотня»).



Несмотря на то, что спектакль анонсирован, как детектив, начинается он не с убийства, а всего лишь покушения. На жизнь представившегося журналистом Эрика покусился ни много ни мало лауреат нобелевской премии, сбежавший от людей на необитаемый остров писатель Абель Знорко, которого великолепно сыграл заслуженный артист РФ Игорь Гордин («Танец Дели», «Дубровский»).



Абель Знорко терпеть не может журналистов, беседует только с самим собой, совершенно не хочет казаться симпатичным и так старательно заслуживал репутацию мизантропа, что его прозвали Людоедом. В своем теплом халате и шапочке, с ружьем на перевес, апломбом и социопатией он усиленно демонстрирует цинизм, высокомерие и безразличие ко всему, что ценят люди, включая счастье, любовь и доброту.

Эрик же наоборот - воплощение заурядности, от которого веет духом мягких тапочек, домашних супчиков и белья с лавандой.

Весь спектакль, по сути своей, беседа этих двоих представителей крайних полюсов. Эрик и Абель противоположны во всем. Экстраверт и интроверт, мизантроп и гуманист, они оказались в одной плоскости только по одной причине, которая становится известной далеко не сразу. Только самая красивая музыка пробуждает слезы у человеконенавистника и выводит заурядного, казалось бы, давно утонувшего в быту, маленького человека в большой мир, где воображение становится мощной силой, которая может вознести людей до вершин счастья или обрушить в пучину тоски.

Именно музыкой, а точнее мелодией автор пьесы именует женщину, преподавателя литературы Элен, которая незримо присутствует во всей постановке, объединив этих противоположных мужчин и образовав с ними одну бессмертную фигуру, в которой для одного она стала идеальной женой и другом, а для другого идеальной любовницей, которая отсутствует.

Сюжет пьесы напоминает фильм В.Тодоровского «Любовник» с Олегом Янковским в главной роли и отчасти картину «Сатисфакция» по сценарию Евгения Гришковца. Разглашение переписки, ради которой писатель решил прекратить реальные отношения с возлюбленной - отсылка к «Опасным связям» Ш.Лакло или гениальным творениям Оскара Уайльда. Грубость высказываний и цинизм писателя выдержаны в стилистике Генри Миллера.

Диалоги поражают философской глубиной, а повороты сюжета настолько непредсказуемы, что предугадать их вряд ли получится даже тем, кто уже смотрел эти фильмы и читал этих авторов. Минимализм декораций не отвлекает от игры актеров, которая действительно на высшем уровне. В постановке чувствуется баланс во всем: юмор сменяют слезы, за паузой следует динамический ход. Во всем чувствуется профессиональная рука мастера и режиссерский талант.



И что особенно значимо, в спектакле нет советов и нотаций, но есть вариации на тему одной очень красивой мелодии. Каждый раз делая выбор между долгом и чувством, счастьем и одиночеством на очередном витке движения по спирали человек может решить кем ему дальше быть и с кем. Однажды, выбрав воображаемый роман по переписке, вместо того, чтобы отважиться на реальные отношения с настоящей женщиной можно оказаться в ловушке своей фантазии и горько за это поплатиться. Тем не менее, именно такие воображаемые романы, опубликованные и прочитанные миллионами людей, дарят их авторам настоящее бессмертие.

театр

Previous post Next post
Up