Восход Европы

Aug 03, 2011 09:41

Очень меня занимает один вопрос, - а почему именно Европа? Почем именно страны Запада в свое время выиграли историческую гонку, почему не кто-то другой ( Read more... )

Leave a comment

taiko2 August 3 2011, 13:13:22 UTC
Проблема действительно не только в земле, тут все верно. Марк Блок в свое время верно написал, что войны в феодальной Европе велись не столько за земли, сколько за население, - то самое податное сословие, источник благосостояния феодала. Ибо что такое земля без крепостных или бюргеров (особенно актуально для густонаселенной Фландрии с ее огромным количеством городов).
Про индейцев: уничтожать их можно по-разному, один из вариантов - уничтожение бизонов как кормовой базы индейцев. С целью да - именно расселения на их территориях. Но это уже Новое время, и реалии там совсем иные, нежели в раннее средневековье.
Говоря о католичестве, имел в виду даже не его как учение с догматами и обрядностью, но как некое объединяющее начало Западной цивилизации. А вот Реформация - там реалии иные, она уже возникла в то время, когда и предложенная церквью птолемеевская система мироустройства трещала по всем швам, и новые экономические реалиии давили, требуя выхода. Ну вот к примеру ростовщичество в традиционной доктрине- тягчайший грех, но без денег, без ссудного процента (того самого ростовщичества по-сути) невозможно банковское дело, а без него - тот же торговый капитализм, следовательно возникает необходимость трансформировать само учение, приспосабливать его к изменениям. В этой связи весьма убедительными кажутся идеи Жака Ле Гоффа о появлении столь несвойственного традиционному католицизму такого подвида загробных реалий, как Чистилище, - не найдем мы его ни в Григория Великого, ни у иных ранних богословов, вот к Ренессансу - оно уже есть. И вводится оно в оборот именно для того, дабы показать, что даже от ада можно "отмазаться". Таким образом Реформация - по-сути попытка примирить традиционные устои с изменившейся за века экономической основой общества. Ну а отсюда и до т.н. протестантской этики уже всего один шаг.
Про Китай и номадов. Они действительно его бич - не случайно, что только в этой цивилизации возникла попытка отгородиться от хуннов, тюрков и иже (а в древности от их предшественников - жунов и ди). Действительно, кочевые народы неоднократно захватывали Китай, порою только север, порою почти все, до северного берега Янцзы, и да - основывали свои династии (династию Тан поддерживали тюрки, а Юань и вовсе была монгольской), но ведь верно же говорил киданин Елюй Чуцай - можно завоевать Поднебесную, сидя в седле, но нельзя управлять ей из седла. Поэтому все пришлые кочевники либо впоследствии изгонялись, либо быстро растворялись и окитаивались. Про особенности китайской армии уже говорил, добавлю лишь, что уникальность Китая в том и состоит, что это единственная из цивилизаций Востока, где воинская служба (и воинская карьера) в почете не была никогда. Объясняется это местоположением Китая и тем, что культура это сугубо земледельческая: на востоке - Желтое море, на западе - Тибетское нагорье, где земледелие весьма затруднено, на севере - степи и полупустыни, остается лишь юг, но эти территории были ассимилироаны китайцами в основном мирными путями. Престижным там было стать цзюньцзы (Благородным мужем) и занять видную государственную должность.
Что касается весьма неспокойных северных соседей - тут позиция Китая была предельно простой: отгородиться Великой стеной, за которыми расселить пограничников (фактически - создать более-менее самоокупаемые военные поселения) с целью предотвратить наплыв варваров севера, вождей которых что называется, подкармливая, давая им цветистые титулы (вроде того же хуннского шаньюя Модэ), скрепляя для верность эту лояльность династическими браками. В основном получалось, но не всегда - климат в степи резко-континентальный, кроме того цикличность климата порою приводит к усыханию степей, а значит к бескормице и падежу скота, что приводит в движение племена кочевников, движущихся вслед за еще не усохшими травами. Рано или поздно кочевые племена входят в соприкосновения с оседлыми китайцами, ну а дальше уж как кому повезет.

Reply


Leave a comment

Up