занимательная психопатология. пост 4

Jun 20, 2005 14:49

Я недорассказал про нарушения мышления в прошлый раз. Так вот,
Мышление может ломаться не только в своем содержательном моменте, о чем я в прошлый раз рассказывал (фобии, бред и проч.), но и по форме.
Нарушения формы ассоциативного процесса.
1 Нарушение темпа мышления.
Оно может быть
а)ускорено, тогда будет увеличение количества ассоциаций в единицу времени. Целенаправленность мышления при этом сохраняется, но мысли становятся поверхностными, малодоказательными, снижается продуктивность. Характерны резкие смены темы высказывания, симптом скачки идей (непрерывная смена тематики речи в зависимости от предметов, случайно попавших в поле зрения, или по созвучию произносимых слов).
б) замедление мышления. Это наоборот, уменьшение числа ассоциаций/ед.врем. Также сохраняется целенаправленность, но мышление лишается глубины, обедняется и оскудевает ассоциативный процесс, продуктивность опять же снижается.

2. Нарушение подвижности мышления. Бывает в трех вариантах, по мере нагнетания драматизма.
а) Детализация. постоянное вовлечение в процесс мыслит.деятельности второстепенных несущественных подробностей. Логичность, продуктивность, целенаправленность мышление при этом не теряется, просто мышление становится неэкономичным. Просто речь становится ненужно, излишне, избыточно подробной, много подробных подробностей
б)Обстоятельность. Та же детализация, только более выраженная, плюс систематическое застревание на побочных ассоциациях при последующем возвращением к основной теме. В результате мышление становится малопродуктивным, оно как бы блуждает, сворачивает, куда-то уползает, выписывает непонятные круги и петли, возвращается назад. Еще такое мышление называют лабиринтным.
в) Вязкость. Это крайняя степень обстоятельности, при которой ненужная детализация до такой степени искажает основное направление мысли, что делает ее практически малопонятной, а мышление непродуктивным. Больные теряют способность удерживать центральную линию разговора, не могут вывернуть обратно к основной теме беседы, освободиться от побочных ассоциаций. Мысль человека как бы тонет в патоке.
Все это в целом отражает нарастание одного и того же явления- тугоподвижности (ригидности, инертности, торпидности) мышления

3. Нарушение целенаправленности мышления.
а) Витеиватость. Пространные рассуждения с употреблением ненужных метафор, сравнений, литературных цитат, научных терминов и т.п, которые только затрудняют понимание мысли. Речь сохраняет строй и внешнюю логичность, но приобретает нелепую псевдонаучность, «красивость», явно натужную оригинальность.
б) Соскальзывание. Неожиданные и обьективно немотивированные эпизодические переходы логически и грамматически правильно построенной мысли одного содержания к другой по ложной, неадекватной ассоциации. То есть человек говорит, говрит, и вдруг мысль его делает внезапный кульбит, без видимого перехода перескакивает на совершенно другую тему и продолжается дальше, как будтно ничего и не было
в) Разноплановость. Постоянная необоснованная смена основания для построения ассоциаций, соскальзывания, отчего речь лишается основного стержня, в ней обьединяются несочетаемые понятия. То есть вместо одного потока сознания в голове множество ручейков, котрые сливаются, переплетаются между собой, без какого-то единого содержания.
г) Резонерство. Пространные разглагольствования по несущественному поводу. Обычно их содержание- банальные нравоучения, морализованные истины, известные нравоучения, софизмы и т.п. Речь грамматически правильна, но многословна, изобилует причастными, деепричастными оборотами, вводными словами, и прочим, что придает речи внешнюю «сложность».
д) Аморфность. нечеткое использование понятий. При этом, при грамматически правильной речи, смысле ее остается непонятен окружающим. Различая резонерство и аморфность, можно сказать, что в первом случае непонятно, зачем человек говорит,а во втором,-о чем.
е) Разорванность. Отсутствие связей между отдельными умозаключениями, суждениями и понятиями. Уловить смысл речи не удается. Бывает в двух вариантах: логическая разорванность- отсутствие логической связи между отдельными компонентами мысли при сохранении грамматического строя; грамматическая разорванность- утрата грамматического строя речи, превращение ее в «словесную окрошку»,- набор отдельных, не связанных между собой слов (шизофазия).

4. Нарушение грамматического строя речи. Бывает
а) Бессвязность. Нарушение логики изложения и грамматического строя речи в сочетании с помрачением сознания. Фарш вместо мыслей. Набор неоконченных фраз, обрывков мыслей, отдельных слов и словосочетаний, перечисление предметов, попавших в поле зрения. Отличие от разорванности в том, что при разорванности сознание формально ясное, при бессвязности всегда помрачено. Выраженная степень бессвязности называется инкогеренцией. Это когда совсем му-му.
б) Речевые стереотипии. Бессмысленное повторение одних и тех же слов, фраз, речевых оборотов. Варианты
- Персеверация - «застой мысли», первое высказывание, адекватное ситуации, затем стереотипно повторяется в ответ на любой другой вопрос. Вы это видели у ди каприо в авиаторе.
- Вербигерация- бессмысленное повторение, нанизывание отдельных слов и речевых оборотов.
Вот и все. Могу еще от себя добавить, что в повседневной речи я использую все эти слова, чтобы обзываться. Они приятно обогащают ругательный лексикон.

занимательная психопатология

Previous post Next post
Up